|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 573
1333 г. парижские теологи, среди которых Фома Галльский, ведут против взглядов папы
Иоанна XXII на блаженное видение настоящую войну, закончившуюся своего рода
отречением папы; и Филипп IV, которого папа, кстати, призывал к порядку, позволяет себе
вмешаться в это дело. Уже все предвещает «Великую схизму Запада» (1378—1418) —
трагическую эпоху для Церкви, когда двое или трое пап будут одновременно призывать
верующих к послушанию и когда станет разрушаться тот христианский мир и то
христианство, от имени которых привык говорить Парижский университет.
Уже не достаточно очевидно, какое учение он способен преподать христианскому миру. В
1309 г. Генеральное собрание доминиканцев в Сарагосе принимает св. Фому Аквинского как
официального учителя ордена, но августинцы в 1287 г. уже выбрали своим официальным
теологом Эгидия Римского. Францисканцы сначала не сделали ничего подобного, но
фактически они разделились между двумя противоположными друг другу по взглядам
теологами—Дунсом Скотом и Оккамом. Шли годы, и становилось все более ясным, что
оккамизм был не просто реформой, а революцией. Прежние доктрины противоречили одна
другой относительно интерпретации некоторых принципов, которые были для них общими;
вместо того чтобы присоединиться к ним как новый опыт того же порядка, оккамизм
отрицает их все, устраняя реализм, бывший их основой. Оккам не только делает это — он
знает, что делает: «Omnes, quos vidi, concordant dicentes quod natura est realiter in
individuo»***. Таким образом, между всеми прочими теологами и Оккамом проходит
водораздел, образованный его отказом предоставить природе, «quae est aliquo modo
universalis»****, малейшую степень пости-гаемости реальности в индивидах. После этого
переворота налицо были лишь две позиции, и люди стали видеть в доктринальных
расхождениях только нюансы мысли, в том числе — в расхождениях между томив
Глава IX. Философия в XIA^^
538
мом и учением Дунса Скота, которые до сих пор представлялись противостоящими друг
другу; однако разрыв между двумя теологиями стал от этого только более полным.
Уходящий XIV век полностью осознал это, и на протяжении двух последующих столетий все
должны будут помнить этот факт. С одной стороны — «via antiqua»*, по которому шли все
реалисты. Они без всякого порядка указываются в одном документе Инголыптадт-ского
университета: это всеобщая «doctrina Aristotelis... ejusque commentatoris Averrois et... Alberti
Magni, S. Thoma de Aquino, Egidii de Roma, Alexandri de Ales, Scoti, Bonaventurae, Richardi [de
Mediavilla], Petri de Tarantasio, Petri de Palude aliorumque Realium»**. С другой стороны, «via
moderna»*** — доктрина некоторых реформаторов, которых называли номиналистами
(«doctrina quorumdam renovatorum qui Nominalis dicuntur»); в частности, это был путь
«Guillelmi Occam, Buridani, Petri de Aliaco, Marsili [de Inghen], Adam Dorp, Alberti de Saxonia et
caeterorum Nominalium»****. XV век увидит непрекращающуюся борьбу этих двух партий,
которые либо спорят об обладании одним университетом, как в Париже, либо в других
местах разделяются и сосуществуют в мире, либо опять завоевывают университет в пользу
какой-либо одной партии, не исключая, впрочем, полностью участия в нем другой партии.
Эта подлинная философская и теологическая схизма находит в XIV веке бессильного и
опечаленного свидетеля в лице Жана Жерсона (Jean Charlier de Gerson, ум. 1429). Ученик
Петра из Альи, от которого он в 1395 г. унаследовал пост канцлера Парижского
университета, Жерсон не был в собственном смысле философом; он был теологом, но
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|