|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 572
смерти Гильома Оверньского не было ни одного французского ученого, который мог бы с
ними сравниться.
Под покровом преемственности готовятся глубокие изменения, так как это церковное
учреждение уже испытывало сильное давление, направленное в конечном счете на его
национализацию. Университет XIV века ощущает последствия всех конфликтов,
разгоравшихся тогда между французской короной и Святым престолом, и каждый кризис
словно разделяет его. Король, естественно, хочет опереться на университет, оказывая
давление на папу, но если среди преподавателей-французов он легко находит желанную
поддержку, то так же естественно наталкивается на безразличие или даже оппозицию
определенного числа преподавателей-иностранцев. После знаменитого публичного
собрания 24 июня 1303 г. в садах Лувра, где Филипп Красивый требует от членов всех орденов
созыва собора, который должен осудить папу, 87 из 155 францисканцев отказываются
подписаться под этим требованием; таким образом, среди иностранцев непокорных
большинство. В отчете Фреско-бальди говорится: «В домах нищенствующих братьев нашлось
достаточно разных языков, которые не пожелали согласиться. И тем, которые не согласились,
король тотчас приказал покинуть королевство, что те немедленно исполнили». В их число
входил Иоанн Дуне Скот, и непонятно, почему галликанизм* смог заинтересовать этого
шотландца. Но эти меры должны были продемонстрировать иностранным магистрам, что
отныне Парижский университет находится во Франции, а не в христианском мире. Теперь
нужно было, чтобы и студенты-иностранцы не в меньшей степени убедились в этом. В 1313 г.
отношения между Францией и Англией становятся открыто враждебны
537
7. Жан Жерсон и итоги XIVстолети
ми, от английских студентов для высадки на французский берег требуют паспорта, а также
специальные разрешения на ввоз определенных монет, которые потом у них
конфисковывают и пробивают. Из-за стольких притеснений и придирок универсализм
парижского «Studium'a» не мог не пострадать. По мере того, как Парижский университет
избавлялся от подчинения папам, последние считали все менее необходимым сохранять его
привилегии. В 1316 г. папа Иоанн XXII предоставил Тулузскому университету те же
привилегии, что и Парижскому, но другие университеты вскоре заявили о своем намерении
больше вообще не признавать эти привилегии. В XIII веке парижский лиценциат имел право
преподавать в любом другом университете, не сдавая нового экзамена, — но не наоборот. С
начала XIV века Оксфорд и Монпелье отказываются принимать в качестве профессоров
парижских лиценциатов. Париж протестует, и Иоанн XXII восстанавливает его прежние
привилегии, но в 1317 г. Эдуард II* требует такого же права (sine novo examine)** для
преподавателей, получивших степень в Оксфорде. В этой милости ему было отказано. В 1322
г. Оксфорд возвращается к своему требованию, указывая, в частности, на тот факт, что Ал-
куин, основатель Studium'a в Париже, был англичанином. Кстати, именно в это время Ричард
из Бери (Richard of Bury) в своем трактате «Филобиблион» отмечает, что после того, как
Studium переместился из Афин в Париж, он сможет успешно устроиться и в Англии. Так,
когда Парижский университет своей антипапской деятельностью подрывает свое
исключительное положение в Церкви, в мирском плане он наталкивается на
поднимающиеся против него местное соперничество и университетский национализм. Эти
беспорядки возрастают на протяжении всего XIV столетия. В 1329 г. Жан Жанденский и
Мишель Сезен (Cesene), рассуждая устно и письменно в качестве парижских преподавателей,
подрывают авторитет светской власти пап с вероучительной точки зрения; в
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|