|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 570
крайней мере знать, усваивают ли в ней «Eden» или «Directorium». Кроме того, нужно
проследить судьбу отдельных изданий обоих трактатов. Поскольку доктрина Херпа — так,
как она изложена в «Theologia mystica», —страдает дуализмом, не лишенным
двусмысленности, предположить, что каждый читатель, каждый ученик мог выбрать в ней
то, что лучше всего соответствует его вкусам и опыту, есть руководящая гипотеза, при
которой у историка есть больше всего шансов прийти к истине.
Часть 31.
535
6. Умозрительный мистицизм
«Theologia mystica», игравшая на протяжении нескольких веков фундаментальную роль в
развитии христианской духовности, и новые наблюдения, сколь бы поверхностны они ни
были, весьма помогают ощутить всю хрупкость выводов, которые все считали окончательно
установленными. Но в этом есть и нечто более важное. Как мы только что видели,
невозможно отрывать изучение влияния Рейсбрука от изучения критики, исходящей от
канцлера Парижского университета и направленной против приора Грунендела. Видеть в
данном факте знак вездесущности Жер-сона во время крайней доктринальной путаницы —
значит быть готовым оценить этого теолога по его подлинным достоинствам, а не отказывать
ему в ясности ума. Границу между XIV и XV веками однажды охарактеризовали как
«глубокий раскол умов» («profonde scission des esprits»), соответствующий «разделению двух
интеллектуальных сред» — университетов, «где разрабатывались методы науки», и
монастырей,—раскол отделивший пылкую духовную жизнь от народной (Э. Брейе). Какую
бы часть истины ни содержало это общее воззрение, она достаточна велика, и мы были как
бы предупреждены о ней, наблюдая суть взаимоотношений между Жер-соном и
Рейсбруком, тем более, что между различными интеллектуальными кругами отношения
были оживленными, причем по очень важным вопросам. Одной из наук, изучение и
разработка метода которой в Парижском университете велись под руководством самого
прославленного из его канцлеров, была мистическая теология, то есть наука об опыте,
получаемом посредством духовной жизни—такой, какую постоянно вели созерцатели.
Наконец, даже если и был раскол, движение умов на протяжении нескольких столетий
развития жизни и вероучения можно понять, только если принять во внимание
взаимообусловленные действия и реакцию на них в их органичной связи. Оценить влияние
Рейсбрука можно, только если история решит, наконец, не разделять того, что объединил
Жерсон.
ЛИТЕРАТУРА
Экхарт: Pfeiffer F. Deutsche Mystiker des 14. Jahrhunderts. Leipzig, 1857, Bde. 1—2; Denifle H.
Meister Eckeharts lateinischen Schriften und die Grundanschauung seiner Lehre // Archiv fiir
Literatur-und Kirchengeschichte des Mittelalters, 1886, Bd. 2, S. 417—652, 673—687; Thery G.
Edition critique des pieces relatives au proces d'Eckhart // Archives d'histoire doctrinale et litteraire
du moyen age, 1926—1927, v. 1, p. 129—368; idem. Le Commentaire de Maitre Eckhart sur le Livre
de la Sagesse II Ibid., 1928, v. 3, p. 325—343; 1929, v. 4, p. 233—392; Grabmann M.
Neuaufgefundene Pariser Quaestionen Meister Eckharts und ihre Stellung in seinem geistigen
Entwicklungsgange // Abhandlungen der Bayerischen Akademie der Wissenschaften, XXXII, 7,
Munchen, 1927 (важное историческое введение); GeyerB. Magistri Echardi Quaestiones et sermo
Parisienses. Bonn, 1931; Maitre Eckhart. Traites et Sermons (переведенные с немецкого F.
A[ubier] и J. M., с введением М. de Gandillac). P.,
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|