|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 563
возможно, поддерживало очень сильное чувство присутствия Бога и которая требовала от
диалектики всех подтверждений этого. Во всяком случае, примечательно, что все его
последователи поняли это. Ибо Экхарт оставил учеников, и совсем не случайно, что эти
ученики находились в то же время в рядах учителей христианской духовности. Если бы
умозрение Экхарта не было для нее плодоносной почвой, то вероучительные осуждения,
объектом которых оно стало, положили бы конец его истории. В крайнем случае оно
продолжало бы оказывать свое воздействие и века спустя, как произошло с учением
Эриугены и как произойдет с идеями Николая Кузанского — скорее в спекулятивном плане,
нежели на практической почве. Но так не произошло. Имена и сочинения Иоганна Таулера
(Tauler, 1300—1361), Генриха Сузо (Suso, 1300—1365) и Иоганна ван Рейсбрука (или Яна из
Рейсбрука) (Ruysbroek, Ruusbroec, 1293—1381) свидетельствуют о глубоком резонансе,
который вызвала доктрина Экхарта в людях, духовная жизнь которых, несомненно, достигала
весьма значительных высот. Трудно понять, как стала бы возможной такая преемственность,
если бы у Экхарта не было ничего, чему мог поверить и что мог бы обнаружить, например,
Таулер.
После Таулера остался сборник проповедей*, где выражается мистика внутренней жизни,
изучение которой раскроет перед нами только теологию, если мы не обратим внимания на
явное преобладание психологических тем, столь знакомых читателям сочинений Альберта
Великого и его последователей. Главное здесь — доктрина «днища души», или «вершины
души» — образные выражения, посредством которых «просвечивают» «abditum mentis»
(«недра духа»)
и «apex mentis» («вершина духа») августинцев. В самом деле, то, что таким образом
обозначает Таулер, не имеет имени, ибо это есть не что иное, как интимное родство души с
Богом, а поскольку Бог не имеет имени, то такая душа — находящаяся за пределами всех
способностей, внутри самой своей сущности, где непрестанно царствуют молчание и покой,
без образа, без знания, без действия, чистая восприимчивость к божественному свету и
сущностная возможность мистического созерцания—тоже остается тайной. Сам Таулер
сообщает нам источники этой доктрины в главной части своих проповедей: «Об этом
внутреннем благородстве, спрятанном в глубине души, говорили многие древние и
современные учители: епископ Альберт (Великий), магистр Дитрих (из Фрейберга), магистр
Экхарт. Один называет это искрой души, другой — глубиной души или высотой души,
третий — началом души. Что касается епископа Альберта, то он называет это благородство
образом, в котором представлена и где пребывает Святая Троица. Эта искра устремляется к
вершинам, где и находится ее подлинное место, за пределы этого мира, куда ум не может за
ней последовать, ибо он не пребывает в покое, пока не будет повернут в Глубину, откуда он
происходит и где он пребывал в своем нетварном состоянии».
Из этого отрывка мы видим, что мистика Таулера заключается в том, чтобы обеспечить
сотворенной Богом душе возможность возвращения к своей нетварной идее в Боге. Эта
дионисиевская и эриугеновская тема прикрыта здесь формулировками, заимствованными у
современных учителей, вдохновивших Таулера. Между глубиной души и ее способностями в
собственном смысле помещается «Genriit»**, то есть нечто, что можно приблизительно
передать паскалевским словом «сердце». Таулер понимает под этим словом устойчивое
расположение души, которое обусловливает дурное или доброе упражнение ее
способностей. Если Gemiit обращается к сущности души и, следовательно, к Богу, то в душе
есть все надлежащее,
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|