|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 562
является, собственно говоря, ни хорошим, ни божественным, и не Бог оперирует душою и
порождает ее». Напротив: «все, что свойственно божественной природе, все это целиком
свойственно праведному и божественному человеку; поэтому этот человек делает то, что
делает Бог, и вместе с Богом он творит небо и землю, порождает Божественное слово, и Бог
не смог бы сделать ничего без такого человека».
У Мейстера Экхарта неоплатонизм, который св. Фома с точно выверенным расчетом
нагрузил аристотелизмом, а св. Альберт Великий подчинил натуральной теологии бытия,
вновь выступает в чистом виде и освобождается от всех смешений, которые были ему
навязаны. Он не просто возвращается к Эриугене и Дионисию Ареопагиту, но делает это
наперекор Фоме Аквинскому и Альберту Великому, то есть сметая перегородки, которые эти
теологи сохранили или соорудили для защиты от него. Доктрина Экхарта была лишь
умозрительным любопытством, лишенным духовной жизни, которая могла бы вдохнуть в
нее жизнь. Поскольку душа в своей глубинной сущности связана с Божеством, она,
безусловно, никогда не может быть вне Бога, но она может или быть накрепко привязана к
себе самой и отдаляться от Него, или, наоборот, быть привязанной к своим глубинам и
соединяться с Богом. Чтобы достичь этого, человек должен искать Бога вне творений, и
первое условие успеха этого деяния состоит в том, чтобы понять, что эти творения сами
по себе, то есть независимо от того, что ест в них божественного, суть чистое ничто. Поэтому
любовь творений и погоня их за наслаждениями не оставляют в душе ничего кроме печали и
горечи. Единственное творение, которое может привести нас прямо к Богу, — это сама душа,
которая благороднее всех прочих творений. Осознавая свои границы и добровольно отрицая
их, душа отказывается от всего, что делает ее частным и детерминированным сущим. Когда
упадут путы, удерживающие ее, и преграды, которые однажды оторвали ее от всего
остального мира, она ощутит в себе лишь нераздельность своего бытия с Богом, от которого
она произошла. Отказываясь от себя ради любви к Богу, человек обретает себя; отказ,
отречение от себя для Бога, благодаря чему душа обретает свою независимость и полную
свободу, достигая своей чистой сущности, — вот высшая добродетель. А высшая степень
высшей добродетели зовется Нищетой, ибо тот, кто достиг этого совершенства, ничего более
не знает, ничего не может, ничем не владеет; возвратившись к Богу, душа растворяется в себе
самой, утрачивая чувство всякой детерминации. Отсюда следует, что все традиционные
нравственные предписания вторичны или тщетны. Молитва, вера, благодать, таинства
остаются только предуготовлениями и средствами, чтобы достичь еще более обширного
видения. Необходимые, когда душа начинает отказываться от самой себя и внешних вещей,
они становятся бесполезными с того момента, когда в душе произошло словно новое
рождение Бога. Тогда человек может отказаться от всего, и даже от Бога, ибо он не может
желать того, чем обладает; благодаря этой высшей добродетели человек сливается с Богом в
блаженстве единения.
Идеи Экхарта отнюдь не просты, и этим объясняется замешательство историков, которые
пытаются резюмировать их одной формулировкой или даже обозначить одним
наименованием. Некоторые видят в них прежде всего мистику, другие — диалекти-
529
6. Умозрительный мистицизм
ку Платона и Плотина, — и возможно, все они правы. Чтобы исключить все это из
философии и теологии Экхарта, недостает многого. Быть может, был бы недалек от истины
тот, кто представил бы Экхарта душой, обуянной любовью к Богу, которую,
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|