|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 561
Deus videntium»**** (Грабман, с. 80). Ключевыми терминами, которые Экхарт сохраняет в
этом тексте, являются «единство» («unus») и «видящий» («videns»). Здесь он предлагает две
их интерпретации. Бог прежде всего учит нас, что именно потому, что Он един, Он есть
бытие: «hoc ipso quod unus, ipsi competit esse»*****; а затем Он учит, что никто и ничто, кроме
Бога, не есть действительно един, ибо ничто другое, кроме Него, не есть сама по себе полнота
Разума («se toto intellectus»). Писание приводит нас к Богу-Разуму, а через Него — к чистому
Единству всякого бытия, и это Единство есть то самое отрешение Божества.
Если Бог есть бытие, то потому, что Он Един, и если ничто другое, кроме Бога, не является
единым, то ничто другое, кроме Него, не есть бытие. Таким образом, творение — это чистое
ничто******, по крайней мере в этом смысле оно не существует. То, что может в нем получить
статус бытия, сводится к проявлению в нем божественной плодовитости. То, что
характеризует творение, взятое само по себе, — это его ничтожность (nulleitas), но творение
есть в той мере, в какой оно наследует Разуму и разумному: «Quantum habet unumquodque de
intellectu sive de intellectuali, tantum habet Dei, et tantum de uno, et tantum de esse»*******. Этим
объясняется курьезная, но весьма глубокая психология Экхарта, которая не могла не вызвать
подозрений теологов, но естественным образом вытекала из его онтологии. Вся она была
замыслена для того, чтобы открыть человеку возможность возврата к Единому посредством
интеллектуального познания, которое как раз и было объектом диалектики Плотина.
По мнению Экхарта — так же, как и по мнению Августина, Авиценны и Альберта Великого,
— душа есть духовная субстанция, имя которой меньше выражает ее сущность, чем
оживляющую функцию. Однако неоплатонизм Экхарта намного превосходит неоплатонизм
Альберта как в психологии, так и в онтологии. Обнаружив, как и Августин, в душе три
способности — память, разум и волю, «которые не суть Бог, ибо они находятся в душе и
сотворены вместе с нею», Экхарт открыл там более скрытый и в собственном смысле слова
божественный элемент, который он обозначил разными образами: «цитадель души», «искра
души». Вот фразы, приписываемые Экхарту как высказанные им в 1329 г.: «В душе есть нечто
не-сотворенное и не творящее; это — интеллект». Неудивительно, что подобная формула
привлекла внимание теологов, которым не была знакома доктрина Плотина о присутствии в
душе Единого или, точнее, о постоянном присутствния души в Едином. Наоборот, эта
доктрина представляется центральным пунктом учения Экхарта, и из нее выводится
несколько других, отвергнутых Церковью положений, касающихся морали. Эта доктрина
прямо ведет к провозглашению союза с Богом, достижимого благодаря усилиям укрепиться
в «цитадели души», где человек больше не отличается от Бога, поскольку он сам становится
Единым. Чтобы этот мистический союз стал возможен, необходи-
Глава IX Философия в XIA^^
528
мо, с одной стороны, настаивать на реальности такого единения человека с Богом: «Отец
порождает меня как своего Сына и именно как Сына. Все, что делает Бог, едино; поэтому Он
порождает меня как своего Сына без всяких оговорок»; с другой стороны, нужно предаваться
аскезе с целью разлуки и безразличия, чтобы утвердиться в этой внутренней цитадели души,
которая одна лишь свободна в силу самого своего единства. Если это произошло, можно
отбросить интерес ко всему остальному: «Внешнее действие не
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|