|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 560
(камни есть, но они не познают), — но потому, что божественное понимание не может быть
причиной всякого бытия, если оно само каким-то образом не является бытием. Не без
оснований можно утверждать, что Экхарт никогда не менял своей точки зрения по этому
вопросу. На протяжении всей своей научной и вероучительной карьеры он упорно
утверждал, что Бог-Отец — это Понимание (мудрость), тогда как с Сыном он связывал
Жизнь, а со Святым Духом — Бытие. В этом последнем приближении Экхарт — насколько
это было для него возможно — следовал христианской традиции и позволял себе
утверждать, что Бог есть бытие и бытие есть Бог. Но делал он это, помещая бытие лишь на
третье место во внутренних отношениях Троицы, оставляя за Поним ° ем первое место. Если
и можно наблюл *~ прогресс в рассуждениях Экхарта на дани тему, то он состоит, скорее, в
конечном по чинении самого понимания еще более вь сокому пределу — Единому.
В проповеди Экхарта, попавшей в руки Николая Кузанского и прокомментированной им,
его мысль выражена со всей ясностью которой только можно ожидать в этих предметах. Св.
Павел в Послании к галатам (3:20) напомнил, что Бог един, — и это единство оставалось для
Экхарта самым характерным свойством Бога. В этой проповеди он настойчиво развивал
мысль, что единый и единство являются свойством и собственным признаком лишь одного
интеллекта. Материальные сущности не вполне едины, потому что состоят из материи и
формы; нематериальные и сверхчувственные сущности вовсе не являются едиными, так как
представляют собой именно «сущности-интеллигирующие», то есть в которых «бытие» не
тождественно «пониманию». Есть только чистое понимание, которое может быть чистым
единством. Именно потому — одно и то же сказать: «Deus est intellectus se toto» и «Deus unus
est»**.
Таким образом, мы получили наивысшие термины онтологии Экхарта. На вершине, само
собой разумеется, пребывает христианская Троица. Как и все теологи, Экхарт различает в
Боге единую сущность и три божественных Лица, но если глубоко вникнуть в используемые
им термины, то мы заметим, что самый корень божественного существа— это не столько
сама сущность, сколько его «чистота», которая есть единство. Там вершина и центр всего:
неподвижное единство, покой, одиночество и отрешенность Божества. Понимаемая таким
образом «божественность», deitas, пребывает, следовательно, над тремя божественными
Лицами. Но видно, что «чистота» сущности, которая и есть ее единство, является в то же
время Разумом (Intellect), потому что только Разум совершенно один. Полагать чистоту
божественной суш
527
6. Умозрительный мистицизм
й0СТИ—значит полагать Разум, который есть Отец; с Ним мы переходим от покоя к
внутреннему кипению божественных порождений и процессов — преамбулам сотворения.
Таким образом, чистое Единство сущности проявляет свою отеческую плодовитость в
«germinando, spirando, creando, in omne ens tam creatum quam increatum»*. Итак, правильно
говорить согласно Символу веры Афанасия «единый Отец», но понимать его здесь следует
согласно Экхарту: «ео enim pater quo unus, et e converso eo unus quo pater»**, ибо отцовство —
это единство: «et unitas paternitas est». В самом деле, единство сущности — это само единство
Разума, который порождает Жизнь, или Сына («Quod factum est in ipso vita erat»***), и от
которого происходит бытие, или Святой Дух. Так мы снова находим в Троице
августиновскую тройку, причем в том же порядке: intelligere, vivere, esse. Но не станем
забывать о ее корнях у Экхарта: «Deus tuus, Deus unus est, Deus Israel, Deus videns,
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|