|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 557
нужд чиновники. Священники также играют свою роль в мирском Граде. Философы никогда
не могли обосновать путем разумного доказательства необходимость своих функций, однако
люди не видят очевидного: «Все народы согласны в том, что надлежит учредить сословие
священнослужителей, чтобы прославлять Бога и совершать служение Ему, и ради благ,
которые будут следствием этого в нынешней жизни или в будущей» (1,5,10). В самом деле,
большинство религиозных конфессий (sectes) обещают, что в иной жизни добрые люди
будут вознаграждены, а злые наказаны. Это верование принимается без доказательства
(absque demonstratione creduntur), но оно весьма полезно, так как побуждает граждан
сохранять спокойствие и соблюдать правила личной нравственности, что составляет великое
блого для общественного устройства. Древние философы не верили ни в телесное
воскресение, ни в вечную жизнь, но они изобрели и распространяли это учение (finxerunt et
persuaserunt), чтобы побуждать людей к добродетели. Именно в этом заключалась цель,
которую они перед собой поставили: surgebantque propter haec in communitatibus multae
contentiones et injuriae. Unde pax etiam seu tranquillitas civitatum et
Глава IX. Философия в XIA^^
524
vita hominum sufficiens pro statu praesentis saeculi difficile minus servabatur, quod expositione
talium legum sive sectarum sapientes ilia finaliter intendebant»* (I, 5, 11). Отсюда началось
возведение храмов, отправление культа, появление сословия учителей для объяснения тех
или иных доктрин. Учителей тщательно отбирали: это должны были быть люди, уже
свободные от страстей, усердные, пользующиеся уважением и лишенные настроений
наемников. Описав таким образом языческих жрецов, Марсилий с полным спокойствием
отмечает, что все эти религиозные направления были ложными, за исключением религий
евреев и христиан: «Тем не менее мы рассказываем об их обрядах, чтобы лучше показать их
отличие от истинного священства — священства христианского, а также чтобы указать на
необходимость священнического сословия во всех сообществах» (I, 5, 13).
Яснее не скажешь. Священники существуют для того, чтобы учить Евангелию, прежде всего в
перспективе вечного спасения, но также, дополнительно, — для облегчения задач полиции.
Все обстоит хорошо, пока священники преследуют свою собственную цель, но все становится
плохо, когда они вмешиваются в земные дела. Это пагубная, разрушительная чума для мира.
Так как Церковь есть супруга Христова, она включает в себя помимо клира всех верующих.
Священники имеют абсолютное право суда, когда дело касается сверхприродного
предназначения человека, но не имеют ни малейшего права принуждения в делах земных.
Подобно врачу священник поучает, советует, предписывает, но никогда не принуждает.
Единственный судья, который обладает властью не только судить, но и принуждать, — это
Христос. Правильно, что отсюда выводится главенство церковной власти над светской. Она,
как говорится, благороднее, а тот, чьи деяния благороднее, не может покоряться тому, чьи
деяния менее благородны. Это верно, но только относительно христианской религии, а в
сущности, что мы об этом знаем? Все это рассуждение основано на гипотезе, что
христианская религия — самая совершенная из всех, однако убеждает нас в этом только вера
(«quod tamen sola fide tenemus»). Лишенная таким образом всякой власти вмешиваться в
земные дела, Церковь оказывается отодвинутой в область сверхприродного и всего того, что
предуготовляет будущую жизнь. Что касается земного Града, то он имеет свое управление,
соответствующее искусству своих ремесленников и советам своих философов. Разрыв
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|