|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 556
опровергну; во-вторых, я изложу взгляды, которые считаю принадлежащими Аристотелю и
Комментатору; в-третьих, я устраню некоторые трудности; в-четвертых, я представлю
(recitando) мнение, которого следует держаться согласно вере». Его вывод демонстрирует
неуверенность в любой аверроистской позиции, касающейся личных убеждений автора
трактата: «Пусть каждый хорошо поймет, что в этих сочинениях я говорю не утверждая, а
лишь излагая (поп dixisse asserendo, sed solum recitando). На самом деле истина вещей
заключается в том, что наша разумная душа есть субстанциальная форма и внутренне
присущее человеку совершенство, которое внедрено в него актом творения, посредством
Перво-принципа, благословенного во веки веков. Аминь». Здесь — все аверроистское, даже
завершающее заключение.
Второй из итальянских аверроистов — Анджело из Ареццо (ученик Джентиле из Чинголи,
комментатора Аристотеля) оставил нам сочинения относительно «Исагога» Пор-
523
5. Философский и политический аверроизм
фирия и «Категорий» Аристотеля. Примечательно, что Анджело нашел способ заключить
свой аверроизм в трактаты по логике, куда его не было никакой необходимости вводить.
Однако тексты, приводимые М. Граб-маном, не позволяют сомневаться, что он учил о
единстве возможного интеллекта всего человеческого рода: «intellectus possibilis separator a
corpore tamquam perpetuum a corruptibili»*. Разумеется, невозможно узнать, что он думал об
этом сам: «secundum intentionem Commentatoris et Aristotelis intellectus est unus numero in
omnibus hominibus, licet hoc sit contra fidem»**. Буквально эта фраза означает, что взгляды
Аристотеля и Аверроэса противоречат вере. Кто может это оспорить? Параллельно
обсуждая вопрос о том, можно ли узнать, что число людей бесконечно, Анджело заявляет,
что, согласно Аристотелю, оно бесконечно, ибо Философ уверяет, что мир вечен; отсюда
следует, что не было первого человека и никогда не будет последнего. Но, тотчас добавляет
он, «quia hoc est erroneum et contra fidem, idcirco non teneas hoc»***. Вот, оказывается, как
можно выйти из затруднения, не выходя за пределы философии: вместо того чтобы ставить
проблему о продолжительности существования мира, поставим ее только по отношению к
числу ныне живущих людей. Тогда суть вопроса меняется, ибо Аристотель доказывает
невозможность актуальной бесконечности; следовательно, невозможно, чтобы число
актуально существующих людей было бесконечным. Еще одно «excusatio vulpina»?****
Возможно. Во всяком случае, это лишь уловка, которая никак не может быть согласована с
теологией, поскольку она явно запрещает в том или ином виде ставить проблему по
отношению к Вселенной с ограниченной длительностью существования, то есть для
сотворенной Вселенной. Не менее любопытно, что Анджело из Ареццо представляет нам
утверждения философов не как истинные, а как ложные. У него еще не сформулирована и не
«обоснована» пресловутая доктрина «двойственной истины».
Тезис, обозначаемый этой формулой, был тем не менее в ходу во всех областях, под его
влиянием находились даже политические учения. Совместный труд Марсилия Падуанского
и Жана Жанденского — в основном первого — «Защитник мира» («Defensor pacis», 1324)
является примером политического аверроизме—настолько совершенным, что больше нечего
и желать. Исходя из классического различения двух целей человека, Марсилий различает два
соответствующих типа жизни: временная, земная жизнь, которой государи управляют
согласно различным философским учениям, и вечная жизнь, к которой священники ведут
человека с помощью Откровения (I, 4, 3—4). Потребности временной жизни удовлетворяют
цехи ремесленников и необходимые для общественных
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|