|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 554
без устали повторяли свои основополагающие тезисы, защищая их от разума не менее
энергично, чем от догматики. Именно аверроизм, а не схоластика вообще, имел право
усвоить некий твердолобый и ограниченный аристотелизм.
Тем не менее с началом деятельности Жана Жанденского стал заметен иной характер учения,
который нужно было отстаивать. Изучая Сигера Брабантского, мы констатя-
521 5. Философский и политический аверроизм
ровали, насколько трудно определить, пренебрегал ли он согласованием данных разума я
веры или просто не интересовался этим
опросом. Он весьма выразительно утверждает, что истина — на стороне веры, и ничто не
заставляет нас предположить, что он думал иначе, чем говорил. Но вот мы со всей
очевидностью узнаём, что Жан Жанденский, политический противник папства и один из
беженцев, нашедших приют при дворе Людвига Баварского, признает истину за разумом и
просто-напросто насмехается над верой. Этот преподаватель факультета искусств в Париже
(ум. в 1328) скромно заявляет, что он довольствуется малым, копируя в своих комментариях
Аверроэса. Правда, мы видим, что он с гордостью отмечает свой личный вклад в
доказательство того или иного тезиса, но при этом остается верным учеником
Комментатора. Его сочинения интересны не столько своим аверроистским содержанием,
сколько насмешливым недоверием, с которым он его представляет. Естественно, Жан
Жанденский признает вечность движения и мира, единство действующего интеллекта для
всего человеческого рода, неправдоподобие личного бессмертия, воскресения и будущей
жизни. Вот те общие нити, из которых сотканы все аверроистские книги, и все же манера, с
которой Жан Жанденский непрерывно подчеркивает свое послушание учению Церкви,
поистине волнует.
Он заявляет, что в принципе нет других наставников, кроме разума и опыта, но поскольку их
выводы тут же отождествляются с выводами Аверроэса, его учение почти что сводится к
комментарию комментария и к защите авторитета Аверроэса в противовес авторитету св.
Фомы. Аверроэс для него — «perfectissimus et gloriosissimus philosophicae veritatis amicus et
defensor»*. Впрочем, св. Фома тоже не без заслуг, но у него есть общий с другими латинскими
комментаторами недостаток: старея, он все больше интересовался теологией, нежели
философией. Это навеяно глубоко присущей Аверроэсу идеей, что ни в коем случае нельзя
затрагивать
права веры. Перед лицом многочисленных противоречий, с которыми он столкнется, Жан
Жанденский будет придерживаться этой мысли, просто добавляя, что если кто-нибудь
может решить эту проблему, у него есть шанс, но он, Жан Жанденский, признает, что не
способен на это. Он писал, например: «Я верю и твердо придерживаюсь того, что субстанция
души обладает естественными способностями, которые не являются актами телесных
органов, но имеют свое непосредственное основание в сущности души; это суть: возможный
интеллект, действующий интеллект и воля. Эти способности находятся на более высоком
уровне по отношению к способностям телесной материи и превосходят все способности.... И
хотя душа находится в материи, у нее остается действие, в котором телесная материя не
участвует. Все эти атрибуты принадлежат душе поистине просто и абсолютно, по нашей
вере. Я также верю, что нематериальная душа может страдать от телесного огня и после
смерти соединиться с телом по велению Бога Творца. Правда, я не беру на себя обязательство
это доказать, но думаю, что нужно веровать в эти вещи простой верой, как и во многие
другие, — без доказывающих доводов, а опираясь лишь на
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|