|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 553
через посредство августинизма Генриха Гентского (К. Михальски), который в свою очередь
модифицировал его. В интерпретации Генриха Гентского божественное просвещение
понималось как передача человеческому мышлению актуального знания. Фиц-Ральф,
напротив, считает, что его следует понимать как обыкновенное знание. По мере того, как
будут уменьшаться естествен
Глава IX. Философия в XIV веке 520
ные пертурбации, которыми терзает душу ее тело, в уме посредством упражнения в
созерцании будет возрастать божественный свет. Пожалуй, немного найдется доктринальных
комбинаций, которые средневековье не испробовало хотя бы однажды.
Из списка латинских аверроистов следует исключить кармелита Иоанна (Джона) Бэ-
конторпа (Baconthorp, Johannes Baco, ум. между 1345 и 1348), которого, однако, каждое
столетие включали туда под титулом «Princeps averroi'starum» («Князь аверроистов»). Эта
легенда была опровергнута недавно (Б. Хиберта), и теперь мы видим в нем умеренного,
порой даже боязливого теолога, который тем не менее не поколебался подробно изложить
взгляды Аверроэса, не принимая, а, скорее, опровергая их. Он не только квалифицирует
Аверроэса как «pessimus haereticus Commentator»*, но и решительно противостоит
латинским аверро-истам, разделяющим идею единства действующего интеллекта, что
кажется ему заблуждением, направленным не только против веры, но и против философии.
Пожалуй, большие права на звание аверроиста имеет другой англичанин XIV века — Томас
Уил-тон (Wilton). По крайней мере, Джон Бэкон-торп в своем «Комментарии к Сентенциям»
упрекал его за большое внимание, которое Уилтон в своем изложении учения Аверроэса
уделил возможному интеллекту. В самом деле, процитированные тексты (К. Михаль-ски)
показывают, сколь сильное впечатление произвели на него многие из выводов Аверроэса,
которые он, впрочем, позаботился представить как допущенные некоторыми theologi
moderni (современными теологами). Что ж, с помощью одного лишь естественного разума
невозможно опровергнуть утверждения Аверроэса, что Бог знает нечто помимо Себя, что
разумная душа умножается в соответствии с количеством тел и что, следовательно, она есть
форма тела. Остается узнать — или Томас Уилтон сам проникся этими утверждениями, или
же он просто «излагал» их.
Но представляется, что это движение развернулось во всю свою мощь не в Англии Там оно
было «импортным продуктом», с опозданием прибывшим из Парижа. Прочная цепь
аверроизме связывала парижскую ученую среду с последователями Сигера Брабантского в
школах Падуи, которые будут поддерживать учение Аристотеля против приверженцев
современной физики более яростно, чем сами теологи. Ознакомиться с этой историей —
единственное средство убедиться в том, что аверроизм, несмотря на свою полную отваги
революционную внешность, был по сути консервативным течением. Возможно, в истории
философии не было другой школы, столь прочно замкнутой на себя, и другого учения, столь
не проницаемого для внешних влияний. Единственные уступки латинского аверроизме XIV
века — это уступки христианской догматике; в самом деле, можно указать на небольшое
число философов, которые были вынуждены уменьшать расхождения между Аверроэсом и
данными Откровения; однако попытки открыть аверроизм влиянию оккамистского
движения были редки и незначительны. Если дух, придававший силы последователям
Сигера Брабантского, был, как обычно считают, духом современности, то эти последователи
должны были бы признать важность идей и открытий хотя бы Буридана или Альберта
Саксонского. В той интерпретации, в которой его обычно излагают, аверроизм должен был
бы раствориться в оккамизме уже в первой половине XIV века. Все произошло с точностью
наоборот. Ученики Сигера Брабантского
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|