|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 551
были готовы их модифицировать: это будет необходимо сделать по мере более глубокого
изучения фактов. Оригинальный и глубокомысленный исторический труд П. Дюэма,
возможно, содержит в себе опасность заставить нас вообразить, будто Парижский
университет в XIV веке был полон физиков, целиком занятых статикой, кинематикой и
астрономией. На самом же деле Буридан, Альберт Саксонский и Орем, отнюдь не
отказываясь от логики, продолжали в Париже работу преподавателей искусств XIII столетия
и мало-помалу углубляли — причем нередко довольно оригинальными способами —
изучение философских проблем природы, которые были поставлены в научных трудах
Аристотеля. В этих научных рамках, столь же непреложных для философов, как
«Комментарии к Сентенциям» для теологов, они ввели в оборот новые идеи, которые порой
оказывались весьма древними идеями, надолго вышедшими из употребления. Возможно,
что оксфор-дцы XIV века были менее оригинальны, чем их собратья в Париже, а может быть,
их собственную оригинальность еще не распознали. Идея логизировать математику отнюдь
не была лишена будущего. Как бы то ни было, не видно явных различий между сочинениями
парижских учителей и трудами
Суайнсхеда (Swineshead Richard, Roger или Robert), автора «Комментария к Сентенциям» и
трактатов «О движении неба» («rje
motu coeli»), «Нерушимое» («Insolubilia»)
упражнения в диалектике и «Книга вычислений» («Liber calculationum»), благодаря которой
он в течение двух последующих столетий носил прозвище «Калькулятор». Су-айнсхед
полагал, что утверждение о единственном существе, высшем по отношению ко всем прочим,
более вероятно, чем противоположное, но что «Дерзкий» («Protervus»), который захотел бы
обеспечить возможность бесконечного ряда причин, хорошо согласовывался бы с
противоположными аргументами Аристотеля. То же самое верно для утверждения о
бесконечном всемогуществе Бога. Единомышленниками Суайнсхеда можно было бы назвать
оксфордца Уильяма Хейтсбери (Heytesbury, ум. в 1380) и многих других, но нужно признать,
что о них нам не известно ничего, кроме имен.
ЛИТЕРАТУРА
Философские течения в XIV веке. Michalski Constantin. Les courants philosophiques a Oxford et
a Paris pendant le XIA^ siecle // Bulletin de l'Academie polonaise des Sciences et des Lettres.
Cracovie, 1921; Les sources du criticisme et du scepticisme dans la philosophic du XIV"e siecle// La
Pologne au Congres international de Bruxelles. Cracovie, 1924; Le criticisme et le scepticisme dans
la philosophic du XIA^ siecle // Bulletin de l'Academie polonaise des Sciences et des Lettres.
Cracovie, 1926; Les courants critiques et sceptiques dans la philosophic du XIA^ siecle // Ibid., 1927;
La physique nouvelle et les differents courants philosophiques au XIA^ siecle // Ibid., 1928; Le
probleme de la volonte a Oxford et a Paris au XIA^ siecle // Commentarioram Societatis
Philosophicae Polonorum. Leopoli [Львов], 1937, v. II, p. 233 365; Ehrle Fr. Der
Sentenzenkommentar Peters von Candia. Minister, 1925; Lang Alb. Die Wege der
Glaubensbegrundung bei den Scholastikern des 14. Jahrhuderts. Munster, 1931; Ritter Gerhard.
Studien
519
5. Философский и политический аверроизм
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|