|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 550
преподавал там с 1362 г. и дважды был ректором Парижского университета (1361 и 1375), а
затем стал ректором Гейдельбергского университета. Терминизм вовлек его в скептицизм не
более, чем Буридана. Марсилий проводит различие между математическим
доказательством, бессильным доказать существование Бога, и метафизическим, которое
способно это сделать, как это продемонстрировал, например, Дуне Скот. На путях
метафизики можно также доказать, что Бог един и является причиной возникновения и
сохранения всего; но тем самым можно лишь доказать, что творение «ex nihilo» возможно
лишь благодаря естественному свету. Только вера позволяет утверждать о существовании
беспредельного и свободного Бога, который может в одно мгновение сотворить множество
существ, в том числе самое материю, без всяких посредствующих причин. Уже Буридан
учил, что «in lumine naturali поп est notum Deum esse infmiti vigoris»*. Здесь Марсилий только
следует за своим учителем, но мы видим, что в определенных доктринах XIV века возникают
попытки поискать, не сливаются ли в конечном счете два направления теологической
критики — Скота и Оккама.
Парижский коллега Марсилия Генрих из Хейнбуха (или из Лангенштейна) с 1363 г.
преподавал в университете философию, а затем, с 1376 по 1383 г., — теологию. В 1384 г. он
оказывается в университете в Вене, где и умирает в 1397 г. Именно во время пребывания в
Вене им были написаны «Вопросы к книгам Сентенций» («Quaestiones super libros
Sententiarum»). Это произведение чрезвычайно разнообразно по тематике: оно содержит
обширный комментарий к трем первым главам Книги Бытия, трактаты по физике: «О
сведении специфических действий к общим свойствам» («De reductione effectuum specialium
in virtutes communes», «О виде причин и распространении общей природы относительно
низшей» («De habitudine causarum et influxu naturae communis respectu inferiorem»), по
астрономии: «Об отклонении эпициклов и концент-ричностей» («De improbatione
epicyclorum et concentricorum»), по экономике: «О контрактах по купле-продаже» («De
contractibus emptionis et venditionis»), а также «Письма» («Epistola») на ту же тему, не говоря
уже о множестве писем, вызванных расколом 1378 г.**, и трактатах об аскетике: «О
созерцании мира» («De contemptu mundi»), «Зерцало души» («Speculum animae»). Как и
Генрих из Хейнбуха, окончил свои дни на теологическом факультете в Вене его парижский
коллега и друг Генрих из Ойты (Heinrich Totting von Hoyta). Он преподавал в Париже и
Праге. Ему мы обязаны «Вопросами к "Исагогу"», тремя трактатами о душе и ее
способностях («Tractatus de anima et potentiis ejus»***), сочинением по экономике
«Нравственный трактат о контрактах по годовым платежам» («Tractatus moralis de
contractibus reddituum annuorum»), а также «Комментарием к Сентенциям». Его
произведения иногда путают с произведениями другого Генриха из Ойты (Henri Pape
d'Oyta), который тоже преподавал в Праге в 1369 г. Большинство произведений Генриха из
Хейнбуха и Генриха из Ойты до сих пор не изданы, но некоторые предварительные иссле-
Глава IX. Философия в XIA^^ 518
дования их рукописей наводят на мысль об их принадлежности к парижской школе Бу-
ридана.
В XIII веке в Париже культивировалась логика, а естественные науки были почти преданы
забвению, тогда как в Оксфорде их изучали, не забывая, впрочем, и о логике. Создается
впечатление, что в следующем столетии интерес к научным проблемам в Париже стал
сильнее, чем в Оксфорде. П. Дюэм считает даже, что Оксфорд породил такой логицизм, что
он оказал дурное влияние на саму математику и что эта логистическая математика своим
неудачным возвратным движением вызвала в XV веке упадок парижской схоластики. Эти
широкие перспективы соблазнительны и даже полезны, лишь бы ученые
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|