|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 545
также утверждать, что воздух, движимый двигателем, продолжает гнать вперед движущееся
тело, ибо если два лучника стреляют друг в друга и если две стрелы сталкиваются, то нужно
будет предположить, что в данной точке воздушные потоки движутся в противоположных
направлениях. Наконец, причиной движения не является внутренне присущая движущемуся
телу способность, потому что по этой гипотезе способность, сообщенная телу в движении,
могла бы перейти к нему только от движущего его тела. Так, если я слегка касаюсь рукой
камня, он остается неподвижен; значит, он не получил от моей руки никакой способности;
если же я сильно ударяю по нему, камень движется; но единственный постоянный эффект, в
результате которого может произойти локальное движение,—это соприкосновение
двигателя и движимого. Однако не видно, как из простого факта движения может быть
порождена некая способность. Самое достоверное и самое простое решение проблемы
заключается в предположении, что движущееся тело движется именно потому, что оно
находится в движении, и незачем придумывать какой-то движитель, отличный от
движимого. Так Уильям Оккам выдвигает понятие и, может быть, как мы вскоре увидим,
закон инерции. И как раз тогда, когда он отвергал доказательства существования Бога,
основанные на принципе, что все движущееся движимо чем-то иным, он имел глубокое
физическое обоснование для утверждения, что тело может двигаться само по себе.
Поскольку движение дано и оно вечно, то, чтобы объяснить его непрерывность, нет
необходимости прибегать к чему-либо иному, кроме как к самому движению.
513
4. Оккамистское движение
Хотя в логике Жан Буридан оставался верен сущностям, он не пожелал полностью отказаться
от понятия формы или внутренней способности, присущей движущемуся телу. Но,
возможно, подлинной причиной этой робости было более живое ощущение физической
реальности, нуждающейся в объяснении. Восприняв древнее понятие греческого
комментатора Аристотеля Иоанна Филопона, который уже защищал Аристотеля от самого
Аристотеля, Буридан объясняет непрерывность движения в движущемся теле неким
порывом (impetus), который двигатель запечатлевает в нем. Утверждать, что движение
поддерживается воздухом, действительно абсурдно, и опыт доказывает это, ибо такое
объяснение не позволяет понять, почему волчок продолжает вращаться сам по себе или
почему жернов, который перестали вращать, продолжает вращаться, даже если его
изолировать от окружающего воздуха куском материи. Еще представим себе корабль,
груженный соломой, которая прикрыта чехлом; пусть гребцы внезапно перестанут грести, и
в эту же минуту будет снят брезент. Под воздействием окружающего воздуха корабль
должен был бы сразу остановиться, а пучки и стебельки соломы — полететь вперед. Однако
корабль какое-то время продолжает движение, а стебли соломы под воздействием
окружающего воздуха наклоняются назад. Так что вовсе не движение воздуха поддерживает
движение корабля.
Для решения этой проблемы Буридан предлагает следующую гипотезу: в тот момент, когда
двигатель сообщает движение движимому, он запечатлевает в нем определенный порыв;
этот порыв, или impetus, пропорционален, с одной стороны, скорости, с которой двигатель
воздействует на движимое, и количеству материи тела*, получающего impetus. Последний
поддерживает движение в движущемся теле до тех пор, пока сопротивление воздуха и сила
тяжести, затрудняющие движение, не остановят его. Следовательно, порыв, запечатленный в
движу
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|