|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 544
другой формой скрывается именно то, что требуется доказать. Их вывод был бы верен, если
бы любое доказательство, как они того требуют, должно было быть сведено к очевидности
первого принципа; но это не точно, ибо мы находим принципы многих наших доказательств
в ощущениях, в памяти или в опыте, который выводится из суммы наших ощущений.
Добавим, что если с помощью одного только первого принципа невозможно доказать
существование вещи, он позволяет доказать существование одной вещи исходя из другой:
человек не может существовать без сердца, следовательно, если данный человек существует,
значит, существует его сердце. Чтобы суждение было законченным, достаточно доказать, что
человек не может жить без сердца. С помощью аналогичных суждений Аристотель доказал
существование первопричины, или первоматерии, — и на этом было построено все наше
реальное знание.
Подобная позиция согласуется с тем интересом, который, как мы знаем, испытывал Буридан
к естественной философии. Но эта работа была начата еще до него и даже до Оккама; однако
их собственные размышления и метод открывали широкие пути. Поскольку не следует
умножать сущности без необходимости, «Venerabilis inceptor» одну и ту же материю
приписал и небесным телам, и земным: все феномены так же хорошо объяснялись одним
видом материи, как и двумя, правомочно предполагать только один вид. Стремление
осознать феномены самым
512 Глава IX Философия в XIV веке
простым способом привело Буридана к критике общепринятого учения о движении тел.
Согласно Аристотелю, всякое движущееся тело предполагает двигатель, отличный от этого
тела. Если речь идет о естественном движении, то сама форма тела объясняет его движение;
если же речь идет о вынужденном движении, то есть навязанном телу извне, то это намного
более сложный случай, и данный феномен объяснить труднее. В самом деле, легко понять,
что естественное движение осуществляется во времени и имеет определенную
продолжительность, так как его причина — внутри движущегося тела и всегда наличествует,
чтобы поддерживать движение. Это тот случай, когда падает камень, потому что он
естественным образом тяжел, или когда огонь поднимается вверх, потому что он от природы
легок. Но когда речь идет о вынужденном движении, например о движении камня, летящего
вверх потому, что его подбросили, то уже непонятно, почему движение продолжается, когда
камень оторвался от руки бросившего его. Ибо как только камень оторвался от руки,
двигатель, насильно воздействовавший на него, перестает действовать; а так как камень
движется в противоположном естественному направлении, то ничто более не объясняет,
почему он продолжает двигаться. Чтобы решить эту проблему, Аристотель представил себе
движение окружающего воздуха, благодаря которому движущееся тело необходимо
продвигалось бы все дальше и дальше. Когда рука бросает камень, она одновременно вместе
с ним приводит в движение окружающий его воздух; часть этого поколебленного воздуха
воздействует на следующую его часть, последняя — на еще более отдаленную, каждая из
этих частей поколебленного воздуха увлекает вместе с собой движущееся тело. В конечном
счете именно в воздухе ищет Аристотель непрерывную среду, посредством которой якобы и
объясняется продолжение движения тела, оторванного от своего двигателя.
У. Оккам самым решительным образом противостоял этому объяснению движения,
а предлагаемое им решение проблемы было настолько простым, что даже его ученики не
всегда осмеливались следовать ему. Очевидно, что причина движения какого-то тела не
заключена более в другом теле, приведшем его в движение: в самом деле, если разрушатся
орган или машина, сообщившие ему движение, тело не перестанет двигаться. Нельзя
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|