|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 541
и, так сказать, берутся за оружие, чтобы завязать с ним смертельный бой». Это не только
одна из излюбленных тем XVI века — даже ее тональность слышится порой в текстах
Николая из Отрекура.
Подобная доктрина лучше всего показывает, насколько далеко могут расходиться между
собой произведения, которые обычно связывают с влиянием Оккама. Николай
509
4. Оккамистское движение
из Отрекура выдвинул положения, которые напрасно искать в сочинениях «Venerabilis
inceptor»*, ничто не позволяет думать, что он признавал его взгляды, не предложив
собственных идей. Не очевидно даже, что он развивал философию Оккама, так как нет
доказательств, что труд Николая из Отрекура, — по крайней мере то немногое, что есть,— не
появился бы, если бы не существовало произведений Оккама**. Это замечание касается и
других доктрин, пока еще малоизвестных, которые связывают с именем Оккама, чьи идеи
они действительно напоминают в некоторых пунктах и, вполне возможно, иногда были ими
вдохновлены. Но они, может быть, ненароком опирались на них — поэтому что
представители этих доктрин обнаружили, что движутся сообща и могут помочь друг другу в
пути. Дух семьи придает им то, что все они способствовали — сознательно или нет —
разложению аристотелевской концепции природы и мира, подвергая ее двойному
испытанию: радикальным эмпиризмом и априорной критикой, а единственным правилом
этого испытания является принцип тождества. Поскольку Аристотель не вывел априори свое
учение из принципа Парменида***, оно не могло выдержать этого испытания. Поэтому
видно, как оно рассыпается под доводами их критиков, но после того как двойное испытание
разрушило аристотелизм, каждый ступил на одну из множества свободных дорог, которые
были теперь предоставлены ему на выбор. Жан из Миркура, как представляется, хорошо
чувствовал себя в универсуме субстанций, лишенных акциденций; Николай из Отрекура
считал, что Аристотель никогда не доказывал существования своих пресловутых субстанций,
и сам пустился в авантюру обновленного атомизма Демокрита, включая туда закон вечного
возвращения. Из цитат, одна из которых принадлежит Оре-му (ум. в 1382), известно о
существовании «Комментария к Сентенциям», написанного неким Ричардом Биллингемом
(Bil-lingham), который, как кажется, расположил
субстанции в порядке вероятности их существования. Для этого ему было достаточно
опереться на признаваемый Аристотелем факт, что мы приходим к субстанциям только
через акциденции. Если это так, заключает Биллингем, то мы вообще не придем к какой-
либо субстанции и, следовательно, не имеем никаких оснований утверждать, что она
существует. Но то, что верно для субстанции, называемой чувственно воспринимаемой, тем
более верно для этих отдельных субстанций, относительно которых все согласны, что мы
вовсе не знаем их на опыте. Согласно Биллингему, «пес plus sentitur substantia quam motor
coeli»****, — пишет Орем, — и добавляет, уже во множественном числе, как о группе: «Et ideo
dicunt quod non est simpliciter evidens aliquam substantiam esse, immo solum probabile»*****.
Вот тот сенсуалистский эмпиризм, о котором ничего не было бы известно, если бы всё
приписывали влиянию Оккама. Францисканец Петр Бринкель (Brinkel), которого цитируют
Петр из Кандии и Иоанн Базельский, епископ Ломбеза****** в 1389 г., представляет собой еще
более поучительный случай. Так, он оставил нам «Логику», где его учение о суппозиции
отнюдь не совпадает с учением Оккама о суппозиции (К. Михальс-ки). Там он тем не менее
утверждает, что существование Бога недоказуемо, если исходить из результатов Его
действий, так как
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|