|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 540
от самой этой вероятности, Николай из Отрекура обнаружил, что он вынужден совместить
эти две системы, координировать которые он отказался. Вместе с тем
Глава IX. Философия в XIV веке
508
эти доктрины показывают, что средневековые мыслители не нуждались в помощи извне,
чтобы освободиться от влияния Аристотеля. Все доводы, которыми объясняют тот факт, что
это произошло в XVI веке, отступают перед другим фактом: уже в XIV веке аристотелизм
был осужден и приговорен. Начиная с Уильяма Оккама эмансипация философской мысли
стала полной; вместе с Николаем из Отрекура она сама это полностью осознала. Вся
философия Аристотеля основана на том, что существуют субстанции и что мы их познаём.
Поскольку это фундаментальное положение оказалось ложным, обнаружилось, «что во всей
натуральной философии и во всей метафизике Аристотеля нет и двух надежных
умозаключений, а может быть, нет ни одного». Целебным средством от этой нищеты
философии стал поворот от неразрешимых вопросов к опыту, и именно в этом ясно
обнаруживается для нас подлинный смысл описанной доктрины. Как и все позитивные и
критические умы, в какую бы эпоху они ни жили, Николай из Отрекура хотел ограничить
познание ради того, чтобы лучше его обосновать. О его скептицизме говорили так, как если
бы одним из преобладающих его стремлений не было стремление этого избежать. Объявив
вслед за Оккамом интуитивное знание, то есть непосредственный опыт, источником всего
достоверного, он убежден по крайней мере, что есть малое количество знаний, которые не
может поколебать никакое сомнение. Если согласиться с тем, что опыт и только опыт
позволяет нам открыть существование вещей, то во всяком случае можно быть уверенным в
существовании объектов, воспринимаемых пятью органами чувств, и нашими психическими
состояниями. Если нет желания утверждать, что то, что мы видим, есть, а того, что не
существует, мы не видим, то от этого не станешь более убежденным ни в существовании
внешнего мира, ни в существовании самого себя. И в конце концов придешь к скептицизму
академиков. «Именно для того чтобы избежать подобного абсурда, — заключает Николай из
Отрекура, — на моих диспутах в Сорбонне я утверждал, что со всей очевидностью убежден в
существовании объектов, подтверждаемых пятью органами чувств и моими психическими
действиями».
Таким образом, экспериментализм — единственное надежное убежище от скептицизма, а
противоположная позиция как раз приводит к нему. Как можно утверждать несомненность
выводов, столь же сокрытых, как существование перводвигателя, и других положений того
же рода, сомневаясь в первичных фактических истинах, которые из всех наиболее
достоверны? Это происходит потому, что отворачиваются от вещей, дабы довериться книгам.
Конечно, достоверность, касающаяся природных явлений, которой мы можем достичь, —
очень мала, но люди могли бы быстро овладеть этим малым количеством знаний, если бы
они прилагали свой разум для понимания вещей, вместо того чтобы прилагать его к
пониманию Аристотеля и Аверроэса («ilia tamen modica certitudo potest in brevi haberi
tempore, si homines convertant intellectum suum ad res, et non ad intellectum Aristotelis et
Commen-tatoris»*). «А поскольку на познание вещей, если исходить из их природных
явлений, могло бы потребоваться немного времени, удивительно, что некоторые люди
изучают труды Аристотеля и Аверроэса вплоть до весьма преклонных лет, отвернувшись
ради исследования этой логики от нравственных вопросов и от заботы об общественном
благе. А если некий друг истины придет к трубачу, чтобы зазвучала труба, способная
пробудить этих сонных мух, они возмущаются
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|