|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 539
4. Оккамистское движение
ет, нельзя заключить, что не существует какая-то другая вещь, то из того, что если бы Бога не
существовало, мы не могли бы заключить, что якобы не существует и мир. Заметим кстати,
что знание, которое никогда не было экспериментально очевидным, не может быть и
правдоподобным, и Николай из Отрекура даже существование Первопричины не должен
рассматривать как правдоподобное. Поэтому не следует слишком удивляться, что он считал
лишь двумя различными способами выражения одного и того же две фразы: «Бог
существует» и «Бог не существует». То, что верно для причинности, верно для конечной цели
и для совершенства. Так что доказательства существования Бога посредством конечного
предела и степеней совершенства нам одинаково запрещены, и к этой истине
присовокупляется масса других, которые могут быть обоснованы только верой.
Отбросив аристотелевское определение субстанции, Николай из Отрекура оказался перед
необходимостью кардинальным образом изменить ставшую традиционной концепцию
материи и души. Если верно, что нельзя доказать отсутствие в куске хлеба чего-либо, кроме
его осязаемых частиц, то становится невозможно объяснять феномены с привлечением
субстанций и форм. Поэтому Николай из Отрекура решительно порывает с физикой
Аристотеля и встает на сторону эпикурейского атомизма. В природе существует только один
вид движения — локальное движение. Порождение и разрушение тел не предполагает
смены разных форм в одном субъекте, а требует, чтобы атомы соединялись таким образом,
чтобы сформировать определенные тела, и разъединялись, когда эти тела распадаются. Сам
свет объясняется телесным движением, которое определяет наличие светящегося тела, и его
передача, вопреки общепринятому мнению, требует некоторого времени. Что касается
души, то она заключена в одном духе, который называется интеллектом, и в другом, который
называется чувством. Когда атомы,
составляющие человеческое тело, распадаются, интеллект и чувство продолжают
существовать. Следовательно, бессмертие несомненно удостоверяется, существуют даже
воздаяния и кары, ожидающие добрых и дурных людей. И вот как нужно их понимать. У
праведника интеллект и чувство находятся в превосходном взаиморасположении; у злого и
неправедника они, напротив, расположены неблагоприятно. Следовательно, нужно
согласиться с тем, что чувства и интеллект праведника бесконечное число раз окажутся в
одном и том же состоянии совершенства, когда они соединятся с комбинациями атомов,
составляющими их тела. Ведь тело будет слагаться и распадаться многократно. Когда же это
будет происходить с душой грешника, обретающей свое тело, она соединится с ним в дурной
комбинации, в которой и находилась в момент, когда душа покинула тело. Вероятно, можно
также предположить, что когда два духа праведника, то есть интеллект и чувство, покидают
его тело, они немедленно соединяются с другим телом, состоящим из более совершенных
атомов. Эти доктрины не должны никого тревожить, ибо, сколь бы удивительными они ни
казались, они были правдоподобнее многих других, в которые веровали на протяжении
веков. И быть может, какая-то другая доктрина вскоре в свою очередь сделает невероятным
учение Николая из Отрекура. А пока примем Закон Христов и уверуем, что награды и
наказания будут таковы, как говорит о них Священный Закон.
Эти хитросплетения, которые обвинительное заключение называет «excusationem vulpinam»*,
представляет нам Николая из Отрекура довольно близким к аверроизму в том, что касается
отношений знания и веры. В самом деле, Оккам полагал, что при отсутствии доказательных
очевидностей существует вероятность в пользу истин веры. Отказавшись
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|