|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 536
ни было между ними. Применим эти правила к определению причинности. Прежде всего
отсюда следует, что из того, что нечто есть, нельзя со всей очевидностью заключить, что
существует нечто другое. Этот вывод требуется абсолютно необходимо. Ведь либо вещь, о
существовании которой делается заключение, иная, чем данная вещь, либо это та же самая
вещь. Если это та же самая вещь, мы приходим к утверждению: то, что есть, есть; если это
другая вещь, то ничто не заставляет нас утверждать или отрицать ее, поскольку пер-
вопринцип просто гарантирует нам, что одна и та же вещь не может быть одновременно
самой собой и своей противоположностью. Первопринцип — последняя гарантия
достоверности — никогда не позволит нам, исходя из одной вещи, делать вывод о другой.
Отсюда следует, что связь, объединяющая причину и следствие, не является ни необходимой,
ни очевидной. Для того чтобы признать принцип противоречия первопринци-пом,
неизбежно заключение — ни рассуждения, ни примеры здесь не помогут. Ибо приводимые
примеры предполагают, что консеквент частично или полностью тождествен антецеденту —
«есть дом — значит
есть стена»,—и никто не станет оспаривать, что сделанное заключение не было тогда
необходимо, потому что в нем говорится об одном и том же; либо заключение приводит от
одного к другому — и тогда нет противоречия, если в выводе утверждается
противоположное.
О Николае из Отрекура говорили, что он был Юмом средневековья, и постановка этих имен
рядом действительно представляется естественной. Однако необходимо понять, в чем
позиции двух философов схожи, а в чем они разнятся. Пользуясь современным языком,
можно сказать, что для того и другого мыслителя связь, объединяющая причину и следствие,
неаналитична. Но нужно добавить, что Николай из Отрекура, в отличие от Юма, еще
допускает, что отношение между причиной и следствием может быть дано нам в опыте
непосредственно или даже с совершенной очевидностью. Было бы страшно ошибиться,
предположив, что в мысли Николая из Отрекура присутствовал некий скептицизм или даже
в определенной степени примитивизм. Только опыт позволяет нам утверждать, что в основе
его мышления и в том, к чему он в конце концов пришел, лежали проблемы существования.
Это непосредственно сближает его с Оккамом и с мощным течением средневекового
эксперимен-тализма. И несомненно, именно потому, что он не мог прямо утверждать: да,
существование констатируется экспериментально, — количество утверждений позволяет
считать его скептиком. Впрочем, скептик есть в каждом, и скептицизм Николая из
Отрекура—это как бы противовес его упорного эмпиризма.
В этом мы должны яснее давать себе отчет, видя, как преобразовал Николай из Отрекура
идею субстанции. Субстанция для него — это лишь частный случай причинности; если даны
некоторые факты — идет ли речь о свойствах тел или о психологических процессах, — то для
их объяснения немедленно предполагается существование некой материальной или
духовной субстанции. Так что и здесь у нас есть выбор: либо делать
505
4. Оккамистское движение
заключения, переходя от одной вещи к другой, либо констатировать то, что нам дано. Если,
исходя из одной вещи, мы делаем заключение относительно другой, ничто не запрещает нам
называть акциденции внешними или внутренними фактами, которые мы констатируем, и
объяснять их другими фактами, которые мы предполагаем и называем субстанциями. Но
нужно знать, что такой вывод не имеет никакого характера
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|