|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 535
Брадвардина? Современная датировка произведений Брадвардина подтверждает эту
гипотезу (К. Михальски), но нельзя забывать, что все эти доктрины, взятые вместе, по всей
очевидности, являются продолжением предшествующих течений, иные из которых имеют
весьма древнюю историю.
Сколь бы значительным ни было творчество Жана из Миркура, для истории философии
гораздо интереснее фигура Николая из Отрекура****, члена Сорбоннского сообщества между
1320 и 1327 гг., магистра искусств и лиценциата философии, приговоренного к тому, чтобы
публично были сожжены 25 ноября 1347 г. перед всем собранием Парижского университета
его письма к Бернардо из Ареццо и трактат «Порядок исполнения требует» («Exigit ordo
execu-
tionis»)*****. Исходная позиция Николая из Отрекура—теория познания, основанная на
принципах, аналогичных принципам Оккама. Эти принципы привели его к крайним
выводам. Он признает, что существует только один вид абсолютно надежных знаний —
непосредственно очевидные знания. А у непосредственно очевидного могут быть только два
источника — экспериментальная констатация и подтверждение тождества вещи себе самой.
Вне констатации того, что есть, и утверждения, что это есть, что такое это есть и что это есть
именно это и ничто другое, у человека, собственно говоря, нет никаких познаний. Но
доктрина Николая из Отрекура особенно интересна последовательным применением идей
причины и субстанции. Впрочем, уже сам Оккам довольно далеко продвинулся в этом
направлении. Мы видели, насколько сомнительным представлялось ему существование
души, нематериальной субстанции, на манер той, какую нам приписывает Аристотель. Мы
знаем также, что никакая априорная связь не соединяет, по Оккаму, причину и следствие и
что только с помощью опыта можно установить, является или не является данный феномен
следствием или причиной. Николай из Отрекура с беспощадной логикой выводит из этого
принципа все следствия и приходит к выводу, что учение Аристотеля, возможно, не
содержит ни одного доказательного положения.
Что такое, в самом деле, первый принцип, к которому должно сводиться все достоверное
знание? Это, по всеобщему мнению, принцип противоречия: противоположные суждения
не могут быть одновременно истинны. Это действительно первопринцип, и он двояк — он
понимается прежде всего в том смысле, что ничто иное ему не предшествует, а затем — в том
смысле, что он предшествует всему прочему. Отсюда вытекает шесть следствий. Первое:
достоверность всякого знания, основанного на первоприн-ципе, абсолютна, ибо никто не
может поставить его под сомнение: то, что доказано естественным светом разума, доказано
абсо-
Глава IX. Философия в XIVвеке
504
лютне, и никакая сила не может способствовать тому, чтобы противоречивые высказывания
были одновременно истинны. Второе: не существует степеней очевидности, и все очевидное
равно очевидно. Третье: кроме достоверности веры, нет ничего достоверного, кроме
первопринципа или того, что к нему сводится. Четвертое: всякое истинное силлогистическое
умозаключение должно прямо или косвенно сводиться к первоприн-ципу. Пятое: во всяком
следствии, непосредственно приводящем к первопринципу, кон-секвент должен быть
полностью или частично тождествен антецеденту — иначе не было бы непосредственно
очевидно, что антецедент и консеквент возможны. Шестое: во всяком консеквенте,
приводящем к первопринципу, антецедент полностью или частично тождествен
консеквенту, сколько бы посредствующих звеньев
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|