|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 534
Еще не раскрыты многие секреты творчества Жана из Миркура. Его теологические статьи,
осужденные в 1347 г. парижскими теологами под председательством их канцлера —
флорентийца и друга Петрарки Роберто из Бардиса (Роберто де Барди), побуждают искать в
этом направлении более глубокие основания некоторых его философских тезисов. Роль воли
Бога подчеркивается в его тезисах с огромной силой. Оккамистс-кий аргумент «de potentia
Dei absoluta»**
имел такие последствия, что на него обращали внимание теологи того времени; именно они
обосновали большую часть критических замечаний к учению Жана из Миркура.
Возвращаясь на позиции св. Петра Дамиа-ни, но отстаивая их с помощью формулировок,
которые придавали им новизну, Жан из Миркура утверждает: Бог мог бы сделать так, что
мир никогда бы не существовал, или, точнее, «не очевидно и не следует из веры, что Бог не
мог бы сделать так, чтобы мир не существовал». К этому он добавляет, что противоположное
суждение имеет не больше оснований, так как он сумел бы заставить противоречить самим
себе «сторонников противоположного, будь то отрицание веры, опыта или доказуемых
выводов». Разумеется, заключает он, «я знаю, что позитивные суждения следуют из веры и
что все последнее ложно». В самом деле, любопытная позиция этот теологический
аверроизм, который принимает на веру некое положение, о котором утверждает, что оно
необходимо не вытекает из веры, но Жан из Миркура верит, что он должен веровать.
Комментируя пятое из осужденных положений, он пишет: «Для меня не очевидно, не
вполне доказуемо и не следует из веры, что невозможно, чтобы Бог сделал так, дабы мир
никогда не существовал». Наш теолог простодушно замечает: «Мой вывод по этому вопросу
представляется мне истинным, потому что я не хочу самообольщаться, утверждая, будто
знаю то, чего я не знаю».
Последствия такой позиции не были бы слишком дурными, если бы Жан из Миркура не
перенес их на почву будущих возможностей и предустановленности человеческих поступков.
Все, что есть и каким бы образом это ни было, — Бог желает, чтобы это было так. Даже если
нечто происходит случайно, сам Бог делает, чтобы это было именно так, и делает это весьма
эффективно: «Qualitercumque sit, Deus vult efficaciter sic esse»***. Принимая выражение
«voluntas beneplaciti»****, но не в его классическом смысле богооправдания, а в более сильном
503
4. Оккамистское движение
смысле: «voluntas efficax Dei»*, — Жан из Миркура заключает, подобно Холкоту, что Бог
действенно жаждет греха. Не желая высказывать этого явно, он выражается мягче: «Бог
делает так, что кто-то грешит и становится грешником; Он хочет voluntate beneplaciti, чтобы
такой человек был грешником и чтобы зло произошло». Разумеется, Бог не может
непосредственно и Сам по Себе ни творить зла, ни делать так, чтобы оно провопило, — грех
совершается в силу его «velle efficax»**, ибо никто не грешит, желая иного, нежели желает
Бог, а Он желает того же, что и грешник. Итак, Бог заставляет грешника согрешать, но грех
совершает именно грешник: «facit ipsum peccare et quod ipse peccet». Холкот уже пришел к
выводу, что есть три случая, когда уничтожается внутренняя свобода воли: если воля уступает
либо насилию, либо жажде наслаждения, либо тирании обычая. Жан из Миркура признает,
что есть искушения, перед которыми нельзя устоять без помощи чуда, какая бы благодать ни
пребывала в человеке, и если чуда не происходит, тогда связь с чужой женой уже не является
прелюбодеянием, «et sic de aliis peccatis»***. Нужно ли признавать, что на этих учителей
теологии повлиял детерминизм Томаса
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|