|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 533
Не так обстоит дело с внешним опытом. Но он тоже должен быть воспринят как
непосредственный: «res ipsa extra ilia quae primo
intelligitur»*. Следовательно, бессмысленно помещать между вещью и интеллектом виды или
даже одну из тех представительных сущностей, которых требовал Петр Ауреоли. Если
поместить такого посредника между вещью и интеллектом, то потом потребуется поместить
посредника между этим посредником и интеллектом — и так далее до бесконечности. К
тому же, как воспринимать этого посредника? Это не может быть ни субстанция, ни
акциденция; значит, это фикция. Нет «idolum hominis mediante quo intelligitur homo»**;
короче говоря, внешний объект познается интуитивно (cognoscitur intuitive). Признак такого
интуитивного познания — очевидность, но в данном случае речь идет просто о «evidentia
naturalis»***, которая не является более безусловной, чем очевидность первого принципа,
потому что она пребывает во власти божественного чуда. Как заметит Буридан****, науке
ничего больше и не нужно. Жан из Миркура определяет естественную очевидность, как ту, на
которую дают согласие, не опасаясь возможного заблуждения, и с чем, если Бог
осуществляет общее влияние и не совершает никакого чуда, нельзя согласиться, если вещь на
самом деле не такова, какой мы ее полагаем: «Evidentia naturalis est ilia qua aliquis assentit
aliqualiter esse sine formidine.... et non est possibile, stante Dei generali influentia et non facto
miraculo, quod ipse sic assentiat, et non sit ita, sicut assentit esse»*****.
Это фундаментальное различие позволяет классифицировать наши знания по степени
надежности. Сотворенное мыслящее существо, например человек, может с абсолютной
надежностью познать все, очевидность чего восходит к очевидности первого принципа: если
Бог есть, то Бог есть; или, если существует человек, существуют живые существа. Во всех
случаях этакого рода, где речь идет о простом утверждении, что вещь есть то, что она есть,
вывод очевиден благодаря простому применению первого принципа к субъекту
предложения. Что касается предложений, относящихся к внешнему
Глава IX. Философия в XIV веке
502
миру, то они тоже очевидны, но это чисто эмпирическая очевидность (experientia), которую
мы называли естественной, но которая уже не является безусловной очевидностью первого
принципа, которая не более безусловна, чем очевидность первого принципа. Однако ее
достаточно для того, чтобы убедить нас в том, что есть белое, черное, человек и что некая
причина производит некий результат. Во всех этих случаях представляется, что это хорошо и
что это не может быть иначе, поскольку естественные причины действуют естественным
образом, без чудодейственного вмешательства Бога. Очевидностью такого рода обладают вся
наша естественная теология и вся наша наука о внешнем мире. Она не заходит дальше, ибо
Бог может вызвать у нас любое ощущение, даже если соответствующего объекта не
существует; но она доходит до этого предела, потому что невозможно воспринимать то, чего
нет. Таким образом, Жан из Миркура остается в пределах Вселенной, эмпирическое
познание которой представляет все необходимые и достаточные гарантии того, что
естественная наука возможна. Он даже задается вопросом, можно ли воспринимать
чувственную Вселенную как единственно состоящую из субстанций без акциденций.
Поскольку это не христианский догмат, считает он, то многие издавна без всяких сомнений
принимали, что дело обстоит именно так: «Si dicatur ulterius quod eadem ratione negarentur
omnia accidentia mundi, concedo conclusionem, immo credo quod nisi fides esset, jam multi
dixissent forsan quamlibet rem esse substantiam»* (К. Михальски).
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|