|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 531
Из этого текста легко увидеть, насколько верно, что оккамизм был — в одном из самых своих
существенных аспектов —теологической реакцией против аверроизме. Космос Аристотеля и
Аверроэса удерживается в целостности лишь благодаря отдельным интеллигенциям и
своему неподвижному Перводвигателю; эта Вселенная обрушится, как только будет
поставлена под сомнение возможность доказать существование отдельных субстанций.
Впрочем, манера, с которой говорили на эту тему аверроисты, достаточно наглядно
показывает, что знали они об этом немного. Аристотель не представлял себе, для чего служат
ангелы, кроме как, возможно, для движения небесных тел; а поскольку их существование
можно доказать, только опираясь на вечность движения, что неверно, то никакое
утверждение о них не может считаться доказательством. То же самое относится к Богу.
Никогда ни один философ строго не доказал утверждения «Бог есть» («Deus est»), придавая
слову «Бог» тот смысл, который оно имеет в сознании верующего католика. По еще более
веским причинам невозможно доказать наличие атрибутов Бога, в которые веруют
религиозные люди. Бог благ, мудр, бесконечно могуществен: есть много положений, для
подтверждения которых не хватает четкого понимания Бога («conceptum Dei nullus acquirit
naturaliter sed tantum per doctrinam»*******). Впрочем, это хорошо знал Аверроэс, этот
Глава IX. Философия в XIV веке
500
ужасный распутник, который одинаково презирал все религиозные законы («ribaldus ille
pessimus, Commentator Averroes, omnium legum contemptor»), — мусульманский и иудейский
не меньше, чем христианский. И Церковь тоже хорошо это знала, ибо Никейский собор
требует от нас веровать в то, что Бог сотворил небо и землю; от нас не требовали бы веровать
в это, если бы это можно было доказать.
Григорий из Римини (Gregorio di Rimini, ум. в 1358) из отшельнического Ордена св.
Августина, комментировавший «Сентенции» в Париже в течение 10 лет (начиная с 1341) и
избранный в 1357 г. генералом своего Ордена, — фигура хорошо известная в истории
теологии благодаря его доктрине предопределения; однако его философские позиции до сих
пор изучены плохо. Стало общим местом связывать его с номиналистским движением, и, как
представляется, он действительно испытал его влияние. Однако, как и многие другие в XIV
веке, Григорий из Римини, вероятно, воспринял только некоторые выводы Ок-кама, причем
по каким-то личным мотивам, безотносительно к принципам его учения. Было бы не
лишним поискать, что скрывается за внешним согласием, которое порой обнаруживается в
ряде формулировок. И действительно, учитель, на которого ссылается этот отшельник-
августинец, во всем, что касается проблемы познания, — не кто иной, как св. Августин: «qui
modum nostrae cognitionis diligentius et exquisitius caeteris quorum doctrinae ad nos devenerunt
investigavit»*. Таким образом, творчество Григория из Римини ставит весьма интересную,
хотя до сих пор малоизученную проблему естественных, но тайных союзов, которые могли
возникать между определенного толка ав-густинизмом и номинализмом, или, если угодно,
проблему скрытых путей, которые вели от одного к другому. В самом деле, примечательно,
что Григорий с помощью многочисленных цитат из сочинений Августина смог подтвердить
большое число положений, которые многие считали себя вправе объяснять
косвенным влиянием Оккама. Он настаивает на примате интуитивного познания —
внутреннего и внешнего одновременно, призывает обходиться без видов как посредников в
интуиции наличных предметов, однако сохраняет виды в качестве представителей
отсутствующих предметов. Если, как было вполне обоснованно замечено (Вюрсдёрфер), в
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|