|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 530
возобновляемого мыслительного эксперимента. Каков бы ни был предложенный тезис, пока
у него имеется неустраненный «protervus», мы еще не достигли очевидности и остаемся в
области вероятности.
Разделение веры и разума, философии и теологии выражается в чрезвычайно энергичных
формулировках «Комментария к Сентенциям», написанного кембриджским доминиканцем
Робертом Холкотом. Как теолог он констатирует, что тайна Троицы не согласуется с
требованиями логики, но отсюда он делает вывод о существовании другой, присущей
теологии логики, которой не
Часть 29. 499
4. Оккамистское движение
владеют философы. Аристотель не видел, что одно может быть одновременно одним и
тремя, и очень немногие из правил, изложенных в «Первой аналитике», действительны во
всех случаях. А возможно, и вообще таких нет. Впрочем, это не значит, что в теологии
отказываются от разума и логики: «oportet ponere unam logicam fidei»*; и эта логика веры по-
своему рациональна, хотя и основывается на других принципах: «rationalis logica fidei alia
debet esse a logica naturali»**. По-видимому, можно сказать, что Роберт Холкот осознавал
возможность неаристотелевской логики, действительной в плане умопостигаемое™, причем
высшем по отношению к философскому разуму. Как уже справедливо отмечали, это
означало возврат на позиции, которые занимал Петр Дамиа-ни в XI веке (Б. Гебер), и
неудивительно, что этот аргумент «de potentia Dei absoluta»*** играет решающую роль в
обоих учениях. Холкот не устанавливает пределы воле и причинности, исходящей от Бога.
Так, Бог не одобряет греха; следовательно, не Он его совершитель, но Он — непосредственная
причина волевого акта, который оказался грехом. Отсюда следует, что, если Бог не является
непосредственным совершителем греха, то Он — его причина: «sequitur necessario quod Deus
sit immediate causa peccati»****. Следовательно, Бог желает существования греха, «voluntate
beneplaciti»*****, и Он даже может «de potentia absoluta******* приказать человеку ненавидеть
Бога.
В комбинации эти два принципа составляют у Холкота инструмент разъединения
естественной теологии — быть может, более мощный, чем у Оккама. Кстати, он предстает
перед нами в действии в «Quodlibet I», изданном К. Михальски. Не существует очевидных
предложений, кроме тех, где предикат включен в понимание субъекта; но, поскольку все
наши знания извлечены из чувственного опыта, у нас нет концепта Бога; следовательно, мы
не можем построить ни одного очевидного предложения о Нем. Говоря обобщенно, можно
даже утверждать,
что ни один философ никогда строго не доказал существования какого-либо бестелесного
существа, поскольку из-за отсутствия чувственного опыта у нас нет его концепта. Следующее
замечание имеет силу не только в отношении ангелов, но и в отношении Бога: «Все, что
философы написали в своих книгах по поводу таких существ, они получили от
[религиозных] законодателей или от своих предшественников, у которых сохранялись следы
или тень знания о Боге, полученного нашими праотцами («in quibus relinquebatur quoddam
vestigium umbrosum cognitionis Dei a primis parentibus»)».
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|