|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 528
4. Оккамистское движение
бурно эта новая философия пускает корни и развивается в Парижском университете,
прежде всего на факультете искусств. С 25 октября 1339 г. учение Уильяма Оккама стало там
объектом осуждения; наблюдатели этого осуждения полагают, что его изучали там в частных
собраниях (conventicula) и даже начинали преподавать; 29 декабря 1340 г. запрещается
некоторое число оккамистских и номиналистских тезисов. Но как всевозможные запреты не
помешали триумфу Аристотеля в предшествующем столетии, так и осуждения, объектом
которых стало учение Оккама, не помешают этому учению утвердиться в Париже на период
в 150 лет после смерти своего основателя.
О быстром распространении оккамизма говорит тот факт, что в сочинениях английского
францисканца Адама Вудхема (ум. в 1358), английского доминиканца Роберта Холкота
(Holkot, ум. в 1349) и даже Григория из Римини, генерала Ордена августинцев*, имелись
признаки его влияния. Вспоминая эти имена, тем не менее важно сознавать, что здесь мы
вступаем в малоизученную и крайне сложную доктринальную область, о которой известно
по меньшей мере лишь то, что термин «номинализм» совершенно недостаточен для ее
определения. Успех оккамизма в немалой степени объясняется тем, что он давал выход
некоторым формам теологической мысли и религиозного чувства, отвергнутым великими
синтезами XIII века, а в нем нашедшим оправдание и опору. Недоверие, вызванное
злоупотреблением философией в теологии, глубоко укоренилось у определенной группы
теологов, среди которых достаточно великих имен, но их реакция, казалось, была
проявлением лишь чисто негативного отношения. Огульное отрицание философии на
практике стало энергичным отказом от нее, но в спекулятивном плане оказалось слабым. А
оккамизм давал мощные и хорошо связанные друг с другом основания не подвергать
божественную сущность умозрительному анализу естественного разума. В одном из своих
самых
глубоких аспектов номиналистское движение предстает как реакция против компетенции
метафизики в богопознании. Поэтому не стоит удивляться, когда мы увидим, как в глубоко
религиозных душах это движение соединилось с живой заботой о духовности или даже о
мистике, расцвету которых оно предоставило полную свободу.
Оккамизм был готов ко многим и разнообразным союзам, иногда неожиданным, но тем не
менее объяснимым. Лишив теологию ее схоластических доспехов, Оккам взял на себя право
вернуться к отцам Церкви, хотя и толковал их на собственный лад. В самом деле, он нередко
обращался к ним с целью показать, что в их теологических системах нет ни одного из тех
различий, которые считало необходимыми большинство теологов XIII века. Возвращение к
отцам Церкви предполагало, в частности, благоприятное отношение к св. Августину.
Августиновское влияние явно дает о себе знать в ходе теологических споров по проблеме
оправдания, которые отныне разворачивались непрерывно вплоть до Реформации и после
нее. В сфере, менее удаленной от собственно философии, мы увидим возврат к
августиновское доктрине — которая, впрочем, никогда не была полностью отвергнута, — о
радикальном тождестве души и ее способностей. Желание вновь найти в человеческой душе
образ «триединого» Божества всегда благоприятствовало подобной психологии. На
упомянутую доктрину станут охотно опираться для того, чтобы утвердить глубокое единство
интеллектуальных операций и воли вплоть до их смешения порой в одном неделимом акте.
Так что представляется необходимым подтвердить точное замечание К. Михальски, что
терминизм Оккама был не единственным источником
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|