|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 527
Пробабилизм в естественной теологии, метафизический скептицизм, ориентация на
исследования уже чисто научного характера — таковы (независимо от собственно
теологической области, которая останется обширной) основные признаки влияния Оккама, к
рассмотрению которых мы переходим.
ЛИТЕРАТУРА
Уильям Оккам: Super IV librum Sententiarum subtilissimae quaestiones. Lugduni 1459
(содержит также «Centiloquium theologicum); Quodlibeta septem. Parisiis, 1487; Argentinae,
1491; Expositio aurea et admodum, utilis super artem veterem, Bononiae, 1496.
Отдельные издания: Ockham G. Quaestio prima principalis Prologi in primum librum
Sententiarum, cum interpretatione Gabrielis Biel. Paderborn, 1939. Полезнейшим заключением о
доктрине оккамиз-ма, сделанным одним из его непосредственных учеников, является
«Tractatus de principiis theolo-giae» (P., 1936), приписанный Уильяму Оккаму.
Об учении Оккама: Werner К. Die Scholastik des spateren Mittelalters, v. II, III. Wien, 1883;
KuglerL. Der Begriffder Erkenntnis bei Wilhelm von Ockham Breslau, 1913; HochstetterE. Studien
zur Metaphysik und Erkennmislehre Wilhelms von Ockham. Berlin, 1927; Vignaux P.
Nominalisme (art.) // Dictionnaire de theologie catolique, leur preuves et leur histoire P. 1903, v. 11,
col. 748—784; cp. v. 11, col. 864—903; Moody Ernest A. The Logic of William of Ockham. L., 1935
(bibliographic, p. 313—316); Zuidema S. U. De Philosophic van Occam in zijn Commentaar op de
Sententien. Hilversum, 1936, vol. 1—2.
4. ОККАМИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
Стало обычным считать современными первых философов, которые вопреки авторитету
Аристотеля отвоевали права разума. С точки зрения истории эта формула весьма
расплывчата, ибо средневековых мыслителей, протестовавших против принципа авторитета
в философии, очень много. Те же, кто следовал за Аристотелем, делали это скорее во имя
разума, нежели авторитета, а тот факт, что Аристотель обладал реальным авторитетом, не
могло стеснить ничьей свободы — кроме аверроистов; никогда не находилось двух
философов, которые бы трактовали учение Аристотеля абсолютно одинаково. Оккам не
составляет исключения из этого правила, так как он ссылался на Аристотеля; однако на этот
раз мы сталкиваемся с человеком, которого и в средние века считали «современным» по
сравнению даже с его непосредственными предшественниками. А Абеляр был уже забыт
совершенно*.
Именования, которыми в XIV веке обозначали сторонников старых и новых учений, дают
основания полагать, что между ними проводили очень четкую демаркационную линию. В
своем трактате «О преди-кабилиях» («De Praedicabilibus»; II, 2) Альберт Великий уже в
прошедшем времени говорит о тех, «qui vocabantur nominales, qui communitatem.... tantum in
intellectu esse dicuntur»**; но это выражение — «номиналисты», которое, по-видимому,
направлено против Абеляра и его учеников, все-таки не было общепринятым в XIII веке,
когда номиналистов было совсем немного. После Оккама возникает необходимость
воспользоваться этим словом, чтобы обозначить его учеников. Ученики св. Фомы и Дунса
Скота называются «reales»***, но их также называют «antiqui»****; сторонников Оккама
называют «nominales» или «terministae»*****, но они именуют себя «moderni******* — не
потому, что они прилизали на разрыв с Аристотелем, а потому, что считали новым свой
способ толкования его учения. Особенно
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|