|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 526
ни малейшего намерения устранять его.
Мы упоминали, что чувственная интуиция — единственное надежное основание научного
познания. Однако, строго говоря, она не гарантирует существования своего объекта.
Считается, что она свидетельствует о нем, так как объект обычно является причиной этого
рода познания. Но Бог всегда может произвести данное следствие без посредства его второй
причины и всегда может сотворить одну вещь отдельно от другой; значит, можно иметь
чувственную интуицию о том, чего не существует: «Ergo ipsa re destructa potest poni ipsa
notitia intuitiva, et ita notitia intuitiva secundum se et necessario non plus est existentis quam non
existentis»**. В силу тех же принципов Бог может сделать так, что у нас появится чувственная
интуиция относительно не существующих объектов. Верно, Оккам замечает, по крайней
мере вскользь, что в этом случае речь идет не об интуиции в собственном смысле слова, а о
веровании в существование того, что не существует. Однако поскольку у нас нет никакого
средства обнаружить подобное различие, коэффициент неопределенности, влияющий
вследствие этого на наше познание, не уменьшается. Это — оговорки не философа, а теолога,
который имеет дело с возможностью чуда, например, транссубстан-циации***. Эти
положения прямо не влияют на научное и философское познание, но, чтобы утвердить их в
теологии, Оккам должен был построить философскую доктрину познания и причинности,
где отношения объекта к познанию и причины к следствию были бы сугубо случайными.
Изложенные тезисы объясняют многообразие влияния оккамизма на мысль XIV века. В
теологии оно выразилось в замыкании священной науки в себе самой: с тех пор она станет
самодостаточной и не будет прибегать к добрым услугам философии. Теология содержит все
истины, необходимые для спасения, а все истины, необходимые для спасения, суть
теологические истины: «omnes veritates necessariae homini viatori ad aeternam beatitudinem
consequendam sunt veritates theologicae»****. Безусловно, метафизика может порассуждать о
некоторых из них, но теология говорит о Боге априорными методами, а метафизика говорит
только о бытии, причем апостериори. Поэтому ни теология не должна рассчитывать на
какое-либо метафизическое доказательство, ни метафизическое знание не может надеяться
доказать какую-либо из необходимых для спасения истин. Здесь речь не идет об оппозиции
аверроистского типа между выводами двух наук; но именно под влиянием аверроизме
ослабела связь, объединявшая эти науки в XIII веке, а в некоторых пунктах, например в
вопросе о бессмертии души, дело дошло до полного разрыва. В XIV веке ок-камизм
преобладал везде, где сфера естественной теологии представала просто как область
вероятного. В собственно философии вероятность зачастую сведется к такой малости, что
превратится в настоящий скептицизм, тем более свободный здесь от угрызений совести, что
его будет уравновешивать настоящий фидеизм в теологии. Впрочем, сочетание скептицизма
и фидеизма являет
Глава IX. Философия в XIV веке
496
ся классическим во все времена. Наконец, если все еще не достаточно очевидно, что
оккамизм был истоком современной науки, следует признать: его радикальный эмпиризм,
опирающийся на абсолютное, не связанное никакой естественной необходимостью
всемогущество Бога, эмпиризм, открытый для всякой естественной необходимости и
являющийся врагом априорных дедукций, исходящих из поспешно определенных
сущностей, создает очень благоприятную почву для развития экспериментальных наук.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|