|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 520
звеном между материей и душой и вследствие этого не может объяснить ассимиляцию
материального объекта познающим его интеллектом. В самом деле, если предположить, что
материальный объект не может быть частичной причиной акта понимания, то тем более
нельзя допустить, чтобы этот объект сотрудничал с действующим интеллектом ради
порождения вида, который духовен, в возможном интеллекте, тоже духовном. А если кто-
либо утверждает, что интеллект, напротив, требует для порождения умопостигаемого вида
наличия материального объекта, то у нас появится право сказать, что он требует наличия
материального объекта для осуществления понимания.
Глава IX. Философия в XIVвеке
490
С другой стороны, станем ли мы утверждать, что интеллекту следует дать некое
представление об объекте или как бы его образ? Но это очевидная нелепость, ибо если вид,
согласно гипотезе, предшествует акту, посредством которого мы познаем объекты, его
функцией не может быть их представление нам. Тогда остается между объектом, движущим
интеллект и приводящим его в действие, и самим движимым интеллектом поместить
некоего посредника. Но для чего нужен этот посредник? Разве когда присутствуют два
объекта, один из которых может оказывать воздействие на другой, а этот последний
воспринимает воздействие, не даны все требуемые условия для совершения действия? Если
это так, то для любого вида интуитивного познания — как умственного, так и чувственного —
нет никаких оснований воображать нечто сущее, которое служило бы посредником между
познаваемой вещью и познающим ее интеллектом. Сама вещь, непосредственно, без всякого
посредника между нею и интеллектом, является видимой и постигаемой. Нет смысла
вводить посредника между вещью и актом, посредством которого мы ее видим, равно как
вводить посредника между Богом-Творцом и сотворенными Им вещами. Аналогично
существования Бога достаточно для объяснения существования творения, а также того, что
Бог именуется Творцом, ибо Он дал бытие вещам сразу же, без какого-либо посредника. И
также, вследствие одного того факта, что существуют познаваемая вещь и познание этой
вещи, мы говорим, что вещь видима и познаваема без всякого посредника и что нет ничего
видимого и познаваемого, кроме вещи, как нет иного творца, кроме Бога.
Впрочем, к такому же заключению можно прийти, рассмотрев вопрос непосредственно. Как
мы говорили, никогда не следует утверждать необходимость некой причины, если к этому не
принуждает очевидный вывод или опыт. С другой стороны, ясно, что опыт ничего не говорит
о так называемых видах. Опыт всегда сводится к интуиции, в которой нельзя сомневаться;
когда какой-либо объект белый, то это видно; но никто никогда не видел видов;
следовательно, никто и ничто не заставляет утверждать об их существовании. Остаются
доказательные и очевидные доводы; но мы видели, что таких доводов нет, и заранее известно,
что их не может быть. Ведь никаким доводом нельзя доказать необходимость причины, в
реальности которой нас не убеждает опыт. Когда для порождения данного объекта
действительно необходима какая-нибудь причина, эта причина тоже должна быть
необходимо данной, и тогда, чтобы узнать о ней, нам достаточно опыта. Если же, напротив,
результат дан таким образом, что опыт не позволяет нам обнаружить причину, которую ему
приписывают, то эта причина не является истинно необходимой и ни один человек в мире
не смог бы доказать ее необходимость.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|