|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 519
Сократа от Платона. Но если мое видение Сократа таково, что я воспринимаю его ясно, то
есть как реальное существо, от-
489
3. Уильям Оккам
личное от всех прочих, я даю ему имя «Сократ», которое обозначает реальное существо, а не
просто понятие. Таким образом, термины, намечающие понятия, обозначают объекты,
известные довольно смутно; термины же, указывающие на вещи, обозначают те же объекты,
но о которых есть точное знание.
Одновременно обнаруживается отношение, которое может установиться между познанием
общего и познанием особенного. Утверждать общее об особенном — значит утверждать то
же самое о том же самом в двух разных аспектах. Когда мы говорим, что Сократ — это
человек, мы в конечном счете не говорим ничего другого, кроме того, что Сократ есть и что
Сократ есть Сократ в абсолютном смысле как четко воспринимаемый; но мы также говорим,
что Сократ есть Сократ и что Сократ есть человек как воспринимаемый неопределенно.
Отсюда следует, что на самом деле сказать, что Сократ — это человек, живое существо или
тело, значит сказать одно и то же и что в самих вещах нет ни общего, ни особенного, — они
есть только наш способ их рассмотрения.
Мы насколько возможно сжато описали проблему познания. В самом деле, нам известно, что
истинные предложения сводятся к словам, которые в конце концов всегда обозначают
отдельные реальные сущности. Если же мы безусловно желаем придать универсалии
собственное существование в мысли, ничто не мешает нам это сделать. Тогда можно
утверждать, что общие идеи суть произвольно выбранные слова для обозначения вещей. Но
нужно также заметить, что эти слова сами по себе суть отдельные вещи: вся их
универсальность заключается в том, что они могут употребляться по отношению к многим
индивидам. Следовательно, нам остается только определить отношение между интеллектом
и отдельной вещью как его объектом, которое устанавливается актом познания.
Здесь проблема представляется еще довольно простой, если удалить из нее все
фантастические посредствующие звенья, вводить которые стало считаться обязательным.
Философы согласно допускают, что познание предполагает наличие познающего субъекта и
познаваемого объекта, но они считают себя обязанными — впрочем, по разным основаниям
— воображать некоего посредника между интеллектом и вещами. Этот посредник есть то,
что именуется «вид»; и проблема отношения, которое устанавливается между видом и
интеллектом или объектами, тоже является источником очень многих трудностей.
Рассмотрим же этот вопрос с помощью правил, которые мы только что сформулировали.
Мы объясним познание, когда укажем все его причины, в том числе те единственные,
которые необходимы, чтобы отдать себе в нем отчет. Необходимы ли «виды»?
Существование видов вообще постулируют для того, чтобы объяснить либо ассимиляцию
интеллектом познаваемого объекта, либо способ, каким может быть объект в представлении
интеллекта, либо то, как объект переводит интеллект из потенции в акт, либо, наконец,
чтобы объяснить единство того, что движет, и того, что движется, в акте познания. Ни по
одной из этих причин нет необходимости утверждать существование видов. Отметим
вначале, что вид ни в коем случае не может служить посредствующим
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|