|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 506
не способна мыслить. Здесь не остается ничего, кроме как сказать, при каких условиях
интеллектуальное познание возможно с философской точки зрения, не утверждая тем
самым, что имеется в действительности. Тогда в обсуждении проблемы доминируют два
факта. Для того чтобы интеллектуальное познание было возможно, необходимо, с одной
стороны, чтобы человеческая душа была умопостигаемой субстанцией, реально отличной от
тела, как одна природа от иной природы; с другой стороны, поскольку наше познание
исходит из чувственного опыта, необходимо, чтобы душа и тело пришли — по крайней мере
здесь — к некой неделимости. Ответ Ауреоли состоит как раз в том, что единство души и
тела ограничивается вытекающей из этого необходимостью понять, что интеллектуальное
познание возможно. Он, обращаясь к внутреннему миру каждого человека, ставит проблему,
которую ставил Аверроэс, — «de continuatione intellectus»* — в космическом масштабе. Но он
хочет идти дальше, поскольку отлично понимает, что, если ставить эту проблему по
отношению к внутреннему миру человека, она не может быть решена простой ссылкой на
контакт между интеллектом и телом в их совместном действии: «intellectus et corpus
individuuntur in una operatione, quae est intelligere, ergo aliquo modo in existentia»**.
Следовательно, нужно допустить, что единство воображаемого и умопостигаемого в объекте
познания находится между воображением и интеллектом в познающем субъекте.
Следовательно, в душе есть «colligatio consimilis colligationi objectorum»***, возникающая из
того факта, что наш интеллект, сотворенный на границе отдельных интеллигенции и
чувственно воспринимаемых форм, не способен схватить умопостигаемое без помощи
воображения. Поэтому человеческая душа нуждается в этих двух способах познания, и в
крайнем случае можно сказать, что интеллект есть форма тела, ограниченная в этом смысле
по меньшей мере тем, что естественная детерминация одного
другим востребована возможностью одного и того же акта — понимания (intellection).
Позиция Ауреоли отлично иллюстрирует то, что существует постоянная необходимость в
платонизме: ставится ли проблема в рамках Космоса — вслед за Платоном, Авиценной и
Аверроэсом, или она ставится относительно внутреннего индивида, как это делали Августин,
Петр Ауреоли, а позднее Декарт, — в любом случае решение проблемы единения разумной
души и тела связано, по-видимому, с непреодолимыми трудностями.
Обосновавшись на такой почве, Петр Ауреоли оказался естественно приведен к
необходимости восстановить некоторые положения августиновское школы, относящиеся к
психологии и ноэтике, при этом усиливая их по двум главным основаниям. Во-первых, их
нельзя больше полагать ради них самих: их должно поддерживать в противостоянии
томизму и учению Дунса Скота, подвергая, если необходимо, эти направления критике. Во-
вторых, поскольку философия должна отныне довольствоваться в этой сфере решениями,
которые теология, быть может, не поддержала бы, ей следует определить для себя присущие
ей методы познания и объяснения. Но что можно познать, оставаясь в рамках философии?
То, что разум может узнать исходя из опыта. Все остальное—чистое воображение.
Томистская психология была вынуждена построить целый механизм чувственных видов,
фантазмов и умопостигаемых видов для того, чтобы объяснить, как интеллект, являясь
формой тела, способен абстрагировать умопостигаемое от чувственного. У нас нет никакого
опыта работы с этим механизмом, о котором, кстати, никогда не упоминали отцы Церкви:
значит, его нужно решительно упразднить. «Природа ничего не делает зря» — это принцип
Аристотеля; христиане допускают, что этот принцип поистине исходит от самого Бога;
следовательно, нет причин умножать сущности без необходимости.
Начнем со способностей. Интеллект и воля суть лишь сама душа, рассматриваемая с точки
зрения разнообразных действий. Но
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|