|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 504
субстанцию, качество или количество, рассматриваемые в их разнообразных стремлениях к
другому. Тем самым для Генриха Гентского становятся обоснованными десять категорий,
выведенных Аристотелем: субстанция, количество и качество (акциденции), затем —
отношение, которое подразделяется на шесть категорий (действие, претерпевание, место,
время, положение, состояние). Фундаментальное различение трех способов бытия и,
следовательно, категорий вновь встречается у Якоба из Меца, который вслед за Генрихом
Гентским делает вывод, что отношение не имеет собственного бытия, но только
относительное бытие. Наконец, аналогичное учение мы находим у Дю-рана из Сен-Пурсена.
Исходя из различения трех modi essendi (способов бытия) и констатируя, что их различие
реально, а не просто мыслимо, причем эти способы не суть вещи, он заключает, что
отношение есть способ бытия, отличный от своего основания, но не сочетающийся с ним, как
одна вещь с другой. Так что существует реальное различие между субъектом и отношением,
в которое он входит, хотя отношение есть не что иное, как сам субъект с его внутренней
потребностью связи с другим. Большинство отношений существует только в мысли (подобие
и различие, равенство и неравенство и т. д.); только одно из них реально, то есть заключено в
реальной потребности другого в бытии, — это причинность.
Дюран из Сен-Пурсена понимает человека как единство тела и души, которая является
формой тела. Это понятие души-формы, как мы видели, очень медленно проникало в
сознание христианских мыслителей; у Дюрана оно приводит к тому, что его противники
предвидели и чего опасались: оно затрудняет постижение бессмертия души. Дуне Скот
считал это утверждение недоказуемым, Дюран полагает, что его по меньшей мере трудно
доказать. Первый объект, соизмеримый с такой душой, — это чувственно воспринимаемое;
поэтому душа не познает самое себя через свою сущность. Для того чтобы интеллект смог
выполнить присущий ему акт осмысления, достаточно, чтобы умопостигаемая вещь была
ему объективно представлена — либо сама по себе, либо через нечто, представляющее ее. В
подобном акте интеллект есть подлинная причина, а сам объект — лишь причина «sine qua
поп»**. Мы скоро увидим, что для правильного понимания Дюрана нужно понять эти два
положения в их полном и глубоком смысле.
Утверждение, что истинной причиной познания является интеллект, означает, что
причина—именно он, а не его действие. Как слова «свет» и «светить» означают одно и то же,
только одно имеет форму существительного, а второе — глагола, так же и даже в большей
степени, поскольку речь идет об имманентных действиях, слова «чувствовать», «ощущать» и
«понимать» на самом деле тождественны словам «чувство» и «понятие»: «sentire et intelligere
sunt actus intramanentes, ergo sunt idem realiter quod sensus et intellectus»***. Дюран упорно
настаивает на том, что причина познания заключается в первом акте (ощущение,
понимание), а не во втором (их действие); это происходит в силу того, что он желает
противопоставить себя тем, для кого понимание — не акт, а скорее, факт наличия в
интеллекте формы познанного объекта: «Говорить, что «понимать» означает не только
наличие интеллекта, но наличие в этом интеллекте некоторой другой формы, которая,
собствен-
Глава IX. Философия в XIA^^
474
но, и есть факт понимания, — это все равно что говорить, будто «нагреваться» — значит не
только обладать теплотой, но иметь в этой теплоте иную форму, которая и есть факт
нагревания; это, однако, смешно». Здесь проявляется тот способ рассуждения, который
постепенно на протяжении XIV века опустошит пространство аристотелевых «форм».
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|