|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 503
очищенную от сомнительных положений. Но первая редакция оставалась в обращении, и
комиссия под председательством Эрве из Неделека осудила 91-ю статью из этого
произведения. Дюран написал в свою защиту «Оправдания» («Excusationes»), на что Эрве
ответил документом «Отвержение оправданий Дюрана» («Reprobationes excusationum
Durandi»); он упорно продолжал борьбу с Дюраном, нападая на «Quodlibet», который Дюран
защищал на диспуте в Авиньоне в Рождественский пост 1314 г. Ни одно из его оправданий и
извинений не было сочтено удовлетворительным, и Генеральный капитул Ордена,
собравшийся в 1316 г. в Монпелье, потребовал, чтобы он действительно исправил свои
ошибки. Для этого Петр из Палюды и Иоанн Неаполитанский** составили список из 235
вопросов, по которым Дюран имел расхождение со св. Фомой. Однако при подготовке
третьей редакции своего «Комментария» (между 1317 и 1327) Дюран, наоборот, отчасти
вернулся на свои прежние позиции, от которых в душе он никогда не отказывался.
Неоднократно испытав на себе цензуру, он получил утешение, когда позднее (в 1326 г.) в
качестве епископа Мо вошел в состав комиссии, осудившей 51 утверждение «Комментария к
Сентенциям» Уильяма Оккама. Но он снова стал самим собой в 1333 г., когда еще одна
комиссия, на этот раз папская, обсуждала его трактат «О видении Бога» («De visione Dei») —
о видении Бога душами святых перед Страшным судом. Это был независимый ум,
озабоченный свободой философии. Дюран считал: во всем, что не является предметом веры,
надлежит более опираться на разум, нежели на авторитет любого, пусть самого знаменитого
и высокочтимого учителя. Не стоит обращать внимания на человеческий авторитет, когда он
противоречит тому, что очевидно для разума: «et parvipendatur omnis humana auctoritas,
quando per rationem elucescit contraria veritas»***. Когда умирает человек, руководствующийся
таким принципом и не сразу соглашающийся с официальным учителем своего ордена, его
оплакивают далеко не все. Поэтому и появилась игривая эпитафия, которую, как говорят,
предлагали поместить на могиле епископа Мо: «Здесь под твердой плитою покоится
твердый Твердель****. Может ли быть он спасен? Я не знаю и о том не забочусь»:
Durus Durandus jacet hie sub marmore duro, An sit salvandus ego nescio, nee quoque euro.
Одна из философских проблем, относительно которых — на это всегда можно надеяться —
высказывался теолог, — это проблема природы отношения и его связи с входящим в это
отношение бытием. Ее изучения требует теологическая проблема отношений между
Божественными Лицами внутри Троицы. Генрих Гентский***** после некоторых колебаний
решил эту проблему с помощью своей теории трех модусов бытия. Бытие, реальное или
возможное, может быть только либо самим по себе (субстанция), либо в другом
(акциденция), либо существующим в отношении с другим (отношение): «aut in se, aut in alio,
aut ad aliud», то есть «in se sistendo, in alio inhaerendo, ad aliud
473
2. От Якоба из Меца до Гвидо Террени
inclinando»*. Само выражение, которым пользуется Генрих Гентский для характеристики
отношения, позволяет увидеть, что он понимает его как своего рода внутреннюю тенденцию
одного бытия соотноситься с другим: «ad aliud inclinando». Вот почему бытие отношения
сводится, по его мнению, к бытию либо субстанции, либо акциденции. Для Генриха
Гентского отношение — в том, что есть в нем от реального бытия, — всегда либо субстанция,
либо акциденция, взятые в их стремлении к другому бытию. Поскольку единственные
реальные акциденции — это количество и качество, то отношение включает
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|