|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 494
кости которых нас убеждает только вера. Весьма сходные позиции обнаруживаются у
Ландольфо Караччоло (ум. в 1351) в его «Комментарии к Сентенциям» и в сочинении с тем
же названием его ученика Уго из Кастро-Ново, написанном до 1317 г. Примерно в то же
время (1320) Франческо из Марна, или из Пиньяно, или из Эскуло, комментировал текст
Петра Ломбардского в Париже и учил о невозможности строгого доказательства бессмертия
души — ни априори, ни апостериори. Нетрудно заметить, как быстро распространялась эта
идея во францисканской среде, и еще легче понять, почему вскоре у нее оказалось столько
приверженцев, если вспомнить, что она восходит по меньшей мере к Уильяму из Уэре,
жившему до Дунса Скота. Нужно добавить, что в результате недавно проведенных
изысканий (К. Ми-хальски) Франческо из Марна был признан подлинным автором учения об
«impetus»; он сформулировал его раньше Жана Буридана, который в этом отношении был
лишь его последователем. Впрочем, только публикация соответствующих текстов позволит
проверить правильность подобной хронологии и оценить ее значение.
В этой группе приверженцев выделяются некоторые особенно оригинальные умы, в
частности английский францисканец Уильям из Олнуика (ум. в 1332); недавно был
опубликован его весьма интересный труд «Вопросы об умопостигаемом бытии»
(«Quaestiones de esse intelligibili»). Трудно указать более совершенный образец
диалектического спора, лишенный мелочной въедливости, но по-настоящему полный,
постоянно удерживающий в центре внимания одну проблему. К концу произведения вопрос
оказывается буквально исчерпанным. По правде говоря, силы читателя — тоже. Но он, по
крайней мере, узнаёт, чего следует держаться, но если для него останется
непрочувствованным техническое совершенство интеллектуального стиля этого труда, то его
следует лишь пожалеть. Проблема, обсуждаемая Уильямом из Олнуика, — это проблема
той степени реальности, которой следует оценить бытие познанного объекта, а точнее —
объекта, только мыслимого познанным. Вывод гласит, что Дуне Скот поступил правильно,
приписав ему род относительного бытия, которое могло бы быть «esse cognitum», однако в
этом тезисе нет какого-либо определенного умопостигаемого смысла. Факт известности
больше не предполагает в познанной вещи реальности, отличной от нее самой: факт
представления себе образа Цезаря не реализуется в статуе Цезаря. Со стороны интеллекта
бытие камня как познанного им есть не что иное, как бытие интеллекта, который знает этот
камень. Будучи применен к проблеме божественных идей, этот вывод приводит Уильяма из
Олнуика к отрицанию того, что они обладают по отношению к уму Бога относительно
умопостигаемым бытием (esse secundum quid), которое было бы если не сотворенным, то по
крайней мере порожденным. Подобная свобода суждений оправдывает звание, которое дал
Уильяму из Олнуика его издатель: «независимый последователь Скота» («Scotista
independens»). Можно даже заметить, что в данном случае он — менее «последователь
Скота», нежели «независимый». Однако Уильям также не допускает, что доказательства
бессмертия души выходят за рамки простой вероятности.
Второе имя, по праву связываемое с направлением Дунса Скота, интерес к которому
продолжает расти до сих пор, — это францисканец Джованни из Рипы, или Джован-ни из
Марна, прозванный так по названию монастыря — Рипатрансоне. Он является автором
«Комментария к Сентенциям» и трактата «Определения», или «Детерминации»
(«Determinationes»; 1354), написанных в совершенно оригинальном философско-
теологическом ключе. Его называют учителем, чьи личные взгляды спорны, Петр из Альи
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|