|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 486
аристотелизму. И если он не делает из этого утверждения вывод, что отрицание провидения
истинно для разума и ложно для веры, то, по крайней мере, допускает, что провидение
непознаваемо для разума и истинно для веры.
Аналогичным сочетанием влияний можно объяснить и позицию Дунса Скота относительно
бессмертия души. Он не считал, что оно доказано Аристотелем, и вообще не считал, что оно
может быть доказано философски, только средствами разума. Точно неизвестно, что думал
по этому поводу Аристотель, а в рассуждениях философов о бессмертии души больше
вероятностных аргументов, чем строгих доказательств. На самом деле бессмертие души
невозможно доказать ни «априори», ни «апостериори». Его невозможно доказать
«априори», так как нельзя найти доводы естественного разума в пользу того, что разумная
душа является формой, существующей самостоятельно и способной существовать вне тела;
убеждает нас в этом только вера. Бессмертие души невозможно доказать «апостериори», так
как если объявить, что в будущей жизни душу ожидают награды либо наказания, то нужно
предположить доказанным или доказательным существование Высшего судьи, а в этом нас
также убеждает только вера. Кроме того, часто забывают, что каждый грех сам по себе есть
наказание. А рассуждать в связи с этим о нашем естественном желаниии воскресения и
бессмертия — значит совершать логическую ошибку, потому что нельзя испыты-
457
1. Дуне Скот и реалисты XIVвека
бать естественного желания вещи, о которой неизвестно даже, возможна ли она. Человек
боится смерти, но животные тоже ее боятся. Все соображения подобного рода ничего не
стоят, и если можно считать бессмертие души вероятным выводом, то нельзя найти
доказательных оснований, которые сделали бы его необходимым заключением: «поп video
aliquam rationem demonstrativam necessario concludentem propositum»*.
Таким образом, целый ряд положений, которые до тех пор выдвигала философия, оказался
погруженным в теологию, а традиционный характер последней вследствие этого несколько
изменился. Поскольку она стала прибежищем всего того, что не допускает строгого
доказательства, и всего того, что не является объектом науки, то сама теология превратилась
в науку в очень специфическом смысле этого слова. Это не умозрительная, а практическая
наука, задача которой заключается не столько в том, чтобы дать нам знание об определенных
предметах, сколько в том, чтобы упорядочить наши действия с целью достижения
блаженства, на которое мы надеемся из-за веры в божественные обетования. Теперь
Откровение более радикальным образом отграничивает теологию от разума. Давая нам
весьма туманное знание о том, что для нас приоткрыто, Откровение приобрело функцию
объекта (supplet vicem objecti); оно становится на место этого не постижимого для нас
объекта, потому что естественный разум неспособен дать достаточное знание о нашей
подлинной цели. Но даже если бы естественный разум мог доказать, что целью человека
являются созерцание Бога и его любовь, он не мог бы доказать, что это созерцание должно
быть вечным и что целью целостного, с телом и душой, человека должен быть Бог. Итак,
философия и теология здесь заходят вместе гораздо менее далеко, чем это было у св. Фомы.
Бог не открыл ничего доказываемого разумом, и ничто, открытое Им, недоказуемо, если,
разумеется, не исходить из Откровения. Если же исходить из него, то дл
указанных явлений можно найти достаточные основания, как считали в свое время св.
Ансельм и Рихард Сен-Викторский, однако разум сам по себе в этой сфере бессилен.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|