|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 485
же понятийный аппарат, заимствованный у Аристотеля, но построения, созданные из одного
и того же материала, оказываются весьма различными по архитектуре.
Они различаются прежде всего не столько идеями их авторов относительно философского
доказательства, сколько значением, которое они ему придавали. Здесь речь идет не о том,
чтобы отграничить то, что доступно разуму, от того, что должно быть оставлено только
Откровению, а о том, что имеет право называться доказательством внутри территории,
оставленной разуму. Понятно, что догмат Троицы и другие догматы этого рода не могут
быть доказаны рационально. Однако и относительно того, что обычно рассматривается как
доказуемое, следует различать доказательство «априори», которое развертывается от
причины к следствию, и доказательство «апостериори», в котором знание о том или ином
следствии подводится к его причине. Св. Фома отлично знал, что в добром аристотелевом
учении второе стоит ниже первого, но он еще полагал его достаточным, чтобы дать нам
надежное знание. Напротив, для Дунса Скота доказательство бывает только одного типа —
первого. Вся-
Глава IX Философия в XIV веке
456
кое доказательство, заслуживающее этого названия, развивается от необходимой и
очевидной причины, ведущей к заключению посредством силлогистического рассуждения.
Никакое доказательство «от следствия к причине» совершенно не может считаться
доказательством («nulla demonstratio, quae est ab effectu ad causam est demonstratio
simpliciter»). Отсюда немедленно следует, что все доказательства существования Бога
относительны, ибо мы постигаем Бога только исходя из результатов его действий. Здесь мы
не говорим ни о скептицизме, ни о кантианском релятивизме, как может показаться на
первый взгляд; но, с другой стороны, мы не умалчиваем о весьма любопытном нюансе. По
словам св. Фомы, доказательства существования Бога суть доказательства «от следствия», но
это все же доказательства. Дуне Скот констатирует следующее: доказательства
существования Бога являются доказательствами, но лишь относительными. Мы увидим, как
это первоначально небольшое различие будет в дальнейшем расширяться и усиливаться.
В самом деле, невозможно утверждать, что этим ограничиваются расхождения между двумя
философами. И подтверждение тому, что это на первый взгляд тонкое различие не
ограничивается проблемой терминологии, нам предоставляет сам Дуне Скот, когда речь
заходит о доказательствах атрибутов Бога. Среди этих атрибутов есть такие, которые познали
философы и которые католические мыслители могут доказать, по крайней мере
«апостериори». Например, то, что Бог есть действующая первопричина, конечная цель,
высшее совершенство, трансцендентное существо и многие другие. Но среди атрибутов Бога
есть такие, за которые католики славят Бога, но о которых не знают философы: что Бог
всемогущ, необъятен, вездесущ, истинен, справедлив и милосерден, что Он есть провидение
всех творений и в особенности разумных. И действительно, с помощью природного разума
можно сделать в достаточной мере достоверное
заключение о первых атрибутах («ratione naturali aliqualiter concluderentur»), но последние
суть лишь предметы веры. Это — «credibilia», тем более очевидные для христианина, что о
них свидетельствует Бог, но эта очевидность не основана преимущественно на разуме. В
отказе считать божественное Провидение среди доказуемых положений, известным и
древним философам, заметно влияние на подлинно ортодоксальных теологов латинского
аверроизме. Дуне Скот недвусмысленно утверждает, что понятие провидения чуждо
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|