|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 481
что из этих фактических данных можно сделать вывод о существовании их причины; однако
метафизика для него не в этом. Конечно, исходить из существующего — значит исходить из
реального, но в нем слишком много случайного. Что касается меня, говорит Дуне Скот, то я
предпочитаю выдвигать предпосылки и делать заключения на основе возможного; ведь если
можно согласовать выводы, сделанные на основе акта, то нельзя согласовать выводы,
сделанные на основе возможного, и это — вместо другого рассуждения: если можно
согласовать последние, то сразу же установится согласие между первыми. И причина этого
проста: можно делать заключения от необходимости к случайности, но не наоборот: «et illae
de actu contingentes sunt, licet satis manifestae; istae de possibili sunt necessariae»*.
Остается установить, что Первое, которое существует, бесконечно. К этому новому выводу
приводят те же пути. Первая и, следовательно, беспричинная причина в своей каузальности
ничем не ограничена; значит, она бесконечна. Далее, то необходимое сущее, первое в
порядке совершенства, — разумно; более того, оно есть Первое разумное сущее,
следовательно — высшее разумное, которое знает все, что может быть познано. В первой
интеллигенции содержится бесконечность умопостигаемого, и, следовательно, интеллект,
охватывающий все их одновременно, актуально бесконечен. Наконец, о бесконечности Бога
свидетельствует естественная склонность нашей воли к высшему благу, а нашего ума — к
высшей истине. Наша воля не стремилась бы к высшему благу как к своей собственной цели,
если бы это бесконечное блого было противоречивым или не существовало бы. Чтобы
осознать эту столь очевидную тенденцию, необходимо допустить существование центра
притяжения. То же самое применимо к интеллигенции. Идея бесконечного существа не
только не кажется нам противоречивой, она представляется образцом умопостигаемого.
Было бы совсем необычайным, если бы никто не заметил хотя бы малейшего противоречия в
этом первом объекте мышления, тогда как наше ухо сразу же улавливает малейший
диссонанс в музыке. Именно потому что идея бесконечного существа представляется нам
совершенно умопостигаемой сохраняет определенную ценность аргумент св. Ансельма: она
не была бы совершенно умопостигаемой, если бы не существовало вначале реального
объекта, способного обосновать понимание (intellection). Таким образом, несомненно, что
Бог, о существовании которого мы сделали вывод, есть существо бесконечное.
Это бесконечное, о чем мы можем сделать вывод, мы не можем, естественно, понять, и все,
что мы о нем говорим, носит на себе явные признаки нашего бессилия. Как и св. Фома, Дуне
Скот полагает относительным и маловразумительным наше знание о божественных
атрибутах, но в то же время считает его лучше основанным на реальности, чем обычно
думают. Это — тот пункт его доктрины, которым напрасно пренебрегают, когда сравнивают
идеи Дунса Скота с идеями Декарта. Разумно сближать этих двух философов, говоря об их
очень живом ощущении бесконечности Бога. Но тогда как Декарта это привело к
формальному отрицанию — порой обоснованному — всякого различия между
божественными атрибутами, Дуне Скот полагал различение, допускаемое между этими
атрибутами, недостаточным. Тенденция к подтверждению трансцендентности Творца
относительно творения у него уравновешена и как бы противопоставлена другой тенденции,
которая приводит Дунса Скота к решительному отстаиванию реальности формы. Как и все
теологи средних веков, он принимал единство Бога, и как бы вследствие этого все
божественные атрибуты слились в конце концов в единстве божественной сущности. Но он
отмечал, что в Боге есть по крайней мере виртуальное основание для того различия, которое
мы установили между его атрибутами, а именно — формальное ковер
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|