|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 476
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ
Философия в XIV веке
Мы используем столетия как удобные опорные точки для размещения в истории событий и
людей, но факты не управляются ни десятичной системой, ни нашим делением отрезков
времени. Расцветавший тогда в школах золотой век теологии и философии, названных
«схоластическими», скорее совпадает с периодом, который начинается примерно в 1228 г.,
когда в Кёльне приступил к преподаванию Альберт Великий, и заканчивается около 1350 г.
— даты смерти Уильяма Оккама. Образ «средних веков», имеющих неопределенную
продолжительность, заполненых фигурами «схоластов», которые на протяжении веков в
основном повторяли одно и то же, является историческим фантомом, которому не стоит
доверять. Истинно верно, что переход от святоотеческой теологии к теологии схоластической
осуществлялся постепенно, однако расцвет схоластики и все те философские спекуляции,
которые она предполагала, включала в себя и которыми сопровождалась, продолжались не
более столетия; они всегда вызывали подозрения, и в
конце данного периода противоборствующие схоластике силы, готовившие ее закат, были
близки к победе. В то же время при рассмотрении этого периода может возникнуть другое
искажение перспективы, которое мы чрезмерно недооценивали в пользу первого. В конце
XIII и начале XIV века появились вероучительные синтезы высокого стиля, такие, как у Дунса
Скота и Уильяма Оккама, или в произведениях Мейстера Эк-харта, философский уровень
которых бросается в глаза сразу же, как только начинаешь их читать. В людях этого
поколения самым достойным является то, что на их мысль с необходимостью накладывало
отпечаток мышление предшествующего поколения, одни положения которого они
принимали, а другие отбрасывали. Но их собственное мышление в меньшей степени
зависело от мышления их предшественников, чем это кажется на первый взгляд. В самом
деле, никогда нельзя забывать, что сами они исходили из концепций Аристотеля, Прокла,
Авиценны и Аверроэса, чтобы ценой новых
Глава IX. Философия в XIV веке
448
усилий усваивать и критиковать их с позиций христианской мысли. Предпринимая эти
усилия, они обязательно сталкивались с работами своих старших коллег, но согласие с
последними не всегда означало следование за ними в прямом смысле слова, и единственным
средством, которым схоласты нередко пользовались для самозащиты, была критика.
1. ДУНССКОТ
И РЕАЛИСТЫ XIV ВЕКА
Иоанн Дуне, именуемый также Иоанном Дунсом Скотом по названию своей родины —
Шотландии, родился в 1266 г. в Мекстоне в графстве Роксбург. Посланный в 1277 г. во
францисканский монастырь Денфри, он вступил в Орден меньших братьев в 1281 г.
Проучившись в Оксфорде до начала 1290 г., Дуне Скот 17 марта 1291 г. был назначен
священником в Нортхемптоне, после чего отправился учиться в Париж, где его наставником
в 1293—1296 гг. был Гонсалве из Бальбоа (Gonzalve de Balboa). Затем он вернулся в Оксфорд,
чтобы продолжить образование под руководством Уильяма из Уэре.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|