|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 475
Глава VIII. Философия в XIII веке 446
некоторых пунктах совпадали, возникло учение св. Фомы Аквинского. С временной
дистанции нашего наблюдения за ним оно представляется нормальным результатом этих
движений, и о нем можно даже говорить как об их резюме. На протяжении двадцати лет
можно было писать о св. Фоме, полагая воздать ему хвалу; но если бы его произведения были
утрачены, то полностью восстановить его философию можно было бы лишь исходя из
свидетельств его современников. Да и то восстановить зачастую только формулировки, но
отнюдь не их смысл. Ибо его учение — это не философия Единого, которое в его глазах есть
только нераздельность бытия и, соответственно, принимает бытие как познанное бытие. Если
бы, как другие учения XIII века, учение Фомы было бы учением о бытии, которое смогло
интегрировать в себя весь суб-станциализм Аристотеля, оно все равно превзошло бы его,
поскольку неразрывно привязало реальное бытие к акту существования. Бытие субстанции
— это либо бытие чистой формы, либо бытие соединения, форма которого есть акт; нет
формы у этой формы, которая представляет собой высший акт в порядке
субстанциальности; но в томизма есть акт самой формы, и это — существование. Таким
образом, св. Фома в совершенно новом смысле воспринял классическую формулу,
привычную для Магистра Альберта и многих других: «essentia est id cujus actus est esse»*. Акт
сущности отныне не форма (quo est) того, что есть (quod est), но существование. Бытие более
— не просто то, «что» есть, понимаемое в смысле Платона или Аристотеля, — оно то, что
«есть». Короче, чтобы изучить обычную у св. Фомы форму, повторим, что «ens»** означает
«esse habens»***, полученный от Бога чистый акт существования, собственное действие
которого-извне создавать акты существования, каждый из которых ясно выражается в свою
очередь в своих собственных действиях («operatio sequitur J;;J»)****, чтобы как можно полнее
реализовать свои возможности с помощью человеческой техники, науки, морали и религии.
Многие современники св. Фомы почувствовали, что его учение ново, но никто не мог
разобраться, в чем состоит новизна. Некоторые, как, например, Пенкам, поняли, что оно
вносит в теологию другую технику, нежели у св. Августина, и были этим возмущены. Иные,
например Эги-дий Римский, сразу же нагрузили это учение балластом, который мог бы
привязать его к платонизму; третьи спутали его с аристоте-лизмом Аверроэса; а среди
поддерживающих учение Фомы расхождения в понимании его смысла оказались столь
велики, что по крайней мере некоторые заблуждались относительно его значения.
Представлять XIII век томистским — это странное искажение перспективы, ибо люди того
времени, безусловно, не считали его таковым, и, быть может, это не единственное искажение,
когда мы на большом временном расстоянии представляем его себе как век св. Фомы.
Теологи, несомненно, сойдутся в этом, но и философы имеют множество причин для
собственных раздумий. Если в XIII веке не существовало ни одного основательного учения,
которое не было бы плодотворным, и это сохранилось и по сю пору, то каждый, оставаясь на
своей позиции, имеет благодатную почву для размышлений. И все они в зависимости от
глубины, с которой они постигают реальность, и от характера, с которым достигают
предельных уровней, где ставят свои проблемы, принципы, по-прежнему сохраняют
отпечаток вечной молодости и неиссякаемой способности к обновлению. Постоянная
новизна томизма — это постоянная новизна конкретного существования, к которому он
обращается. «Scribantur haec in generatione altera»*****: этот одинокий мыслитель писал не
для своего века, а для времен, которые наступят после него.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|