|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 473
Такова сердцевина того, что можно назвать — по крайней мере с точки зрения истории
средневековой философии — авгус-тинизмом; он представляет собой наиболее стабильный
элемент мысли XIII века. Мы уже подчеркивали, что такой августинизм может сочетаться с
другими направлениями платонизма, причем до такой степени, что они начинают
преобладать над ним: там, где августинизм является таковым в наибольшей степени, уже
никогда не найти чистого учения св. Августина. Сюда добавляется что-то от Гебироля, что-то
— от Гундиссалина, нередко от Рихарда Сен-Викторского и св. Ансель-ма. Когда все уже
сказано, остается одно: подлинно христианский Бог, который именуется essentia как раз
потому, что это слово образовано от «esse», Бог, для которого «быть» значит «быть
неизменным», который есть и Блого, и Единый, ибо Он — само бытие, наконец, единый Бог,
который является для нас причиной бытия, блага и познания только потому, что Он сам
одновременно и нераздельно есть все это. Бог св. Августина не есть первая из плотиновых
иерархически выстроенных ипостасей, но единый и троичный Бог Никейского собора;
именно на уровне бытия или сущности, в и через бытие или сущность утверждается здесь
единство Божественных Лиц. И самым удивительным причем здесь лучше всего видна почти
непогрешимость христианского чувства Августина — является то, что, сопротивляясь
притязаниям Плотина, он не подчинил Бога Божественным идеям. В XIV веке Дуне Скот в
своем «Оксфордском труде» («Opus Oxoniense») попытался сделать это. Когда в XIII веке
обнаружилась доктрина, которая таким именно образом подвесила сущность к единству
Бога, ее, не опасаясь впасть в заблуждение, можно было связать с традицией св. Августина.
Учения такого рода легко узнаваемы. Это — не философские космогонии; в них не видно
сфер, иерархически онанирующих от своего начала; Книга Бытия существует там, чтобы
заместить «Тимея», а им вполне достаточно одного «На Шестоднев». Их метод предпочтения
— вовсе не то же самое, что платоновская диалектика умопостигаемого, используемая, чтобы
проложить путь через вещи к единству, которое превосходит бытие; это, скорее,
христианская диалектика, по существу психологическая и моральная, с помощью которой
душа пытается укрепиться в бытии, чтобы освободиться от ужаса становления. Найти Бога
внутри себя, раскрыв его сущность в образах при свете, которым этот «dator intelligentiae» *
Сам просвещает нас, — вот главное, что делает с разумом подлинный августинизм.
Подлинный августинизм присутствует все же не в сочинении «О потоке сущего и
происхождении мира» («De fluxu entis etprocessione mundi»), каким бы ни было заглавие труда и
какие заимствования он ни пытался бы ассимилировать, а в трактате «О Троице» («De
Trinitate») св. Бонавентура, Матвей из Акваспарты и другие великие францисканцы XIII века
великолепно представляют эту августиновскую традицию, даже ту, с которой Джон Пенкам
смело вступил в полемику, обличая философию «novella, quasi tota contraria»** идеям
Августина, введенную двадцать лет спустя в самую сердцевину теологической проблематики
Фомой Аквинским. Вклад Августина в философию средних веков заключался в платонизме
идей и в онтологии сущности (ousia), а не в «том, что выше сущности», и не в диалектике
Единого. Плотину следовало дождаться XIII века на других путях. Путь Дионисия Ареопагита
— первый и наиболее очевидный, но он не может быть основным, так как он проходил через
Скота Эриугену. В простоте своего сердца Скот Эриугена играл в такую открытую игру, что
все могли увидеть опасность, каковой он и был. Власть псевдообращенного св. Павлом была
столь сильна, что ею нельзя было пренебрегать. Лишний повод, чтобы очертить ее, и именно
этим мы обязаны стольким комментариям к трудам Дионисия — от Гуго Сен-Викторского
до самого св.
445
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|