|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 472
одном стало делом неоплатонизма, в частности Плотина, оказавшего решающее влияние на
Августина, и Прокла, «Первоосновы теологии» («Elementatio theologica») которого
непосредственно повлияли на умы конца XIII века, а в XII веке играли большую роль
опосредованно — через «Liber de causis». Слияние двух решений в одно осуществилось без
труда, ибо большая часть мифа «Тимея» уже нашла свое отражение в метафизике
Аристотеля. Основным результатом этого слияния была постановка на первое место
платоновского Блага и Единого, но на этот раз ему была отдана роль причины
субстанциального бытия, которую Аристотель предназначил чистой Мысли. Оставалось
объяснить, как множественное способно порождать Единое, ибо Единое может происходить
только от Единого. Чтобы решить эту проблему, прибегли к фундаментальному различию
между онтологическими статусами Единого и того, что происходит от него. Так как Единое
не рождается из ничего, то оно единственно необходимо; напротив, то, что происходит от
него, само по себе лишь возможно и необходимо только лишь благодаря ему. Таким
образом, нечто единичное, которое происходит от Единого, более не является Единым — оно
двойственно, и эта изначальная двойственность, умножаясь на следующих ступенях
развития, разворачивается во все большую множественность — до момента, пока не
потеряется в небытии, если, достигнув этого предела, оно не остановится, чтобы начать
возвращение к источнику. Следовательно, имеет место порождение бытия от Единого.
Эти великие метафизические положения оказали воздействие на умонастроения XIII века
лишь благодаря многовековым усилиям христианских мыслителей, которые их
истолковывали и усваивали. По отношению к ним сразу же сложились две различные
христианские позиции. Первая была представлена св. Августином. То, что последний
заимствовал у Плотина, очень важно, но этот факт лишь подчеркивает значение того, что он
у него не заимствовал. Как бы это ни казалось странным, Августин не заимствовал у Плотина
его метафизику Единого. Если искать причину этого, то, несомненно, ее можно было бы
найти в весьма простом факте, что, став однажды христианином (известно, что обращение
Августина в христианство произошло почти сразу же после того, как он открыл для себя
Плотина), Августин не мог забыть, что христианский Бог есть Бытие (Исх. 3:13-14);
следовательно, он не мог помыслить, что бытие произошло от Единого; более того, он не мог
отождествить бытие и Единое, что суть совершенно различные вещи. Не следовать в этом
пункте Плотину — значит отмежеваться от самого Платона. Первоначало св. Августина — не
«превыше сущности», скорее можно сказать, что оно сама сущность и что это единственное,
что может быть. Чтобы описать это, Августин должен был понимать его, как когда-то
понимал его и Платон, но не как Блого и Единое, а как реальность собственно бытия, которая
есть идея. Поэтому Бог Августина — это прежде всего «essentia», неизменность которой
противопоставляется миру становления. Небольшая фраза из трактата «О Троице» («De
Trinitate»; VII, 5, 10) делает для нас очевидным этот синтез: «Быть может, надо сказать, что
только Бог есть essentia. Ибо только Он
Глава VIII. Философия в XIII веке
444
истинно есть, потому что Он неизменен; именно это Он объявил Моисею, служителю Его,
когда сказал: «Я тот, кто Есть».
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|