|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 471
Учение Аристотеля тесно связано с учением Платона, однако между одной и другой
философией произошло коренное смещение проблематики. Бытие, о котором говорит
Аристотель, — это актуально существующая субстанция; ее он называет первой субстанцией,
которую мы воспринимаем эмпирически в телах посредством чувственного восприятия. Как
и у Платона, у Аристотеля есть онтология, и так как он трактует ту же самую проблему, что и
Платон, он, естественно, сохранил часть его ответов. Индивидуальные субстанции суть
единственное реальное сущее, но главное, что в этих индивидах заслуживает именования
бытия, или реальности (ousia), — это видообразующая форма, которая определяет их
сущность. Индивиды маловажны — лишь бы в них присутствовал вид с его необходимостью
и с его постоянным тождеством. Будучи включенными в индивиды, сущности не сохраняют в
прежней мере преимуществ платоновских идей. На вопрос «что есть реального в бытии?»
следует отвечать: «сущность (ousia), то есть то, благодаря чему данная субстанция есть то, она
есть». Равенство «esse=essentia=forma=quo est» вдохновит в средние века бесчисленные
доктрины от Боэция до Альберта Великого и далее. С другой стороны, поскольку Аристотель
ставил в отношении субстанции проблему бытия, он, естественно, был вынужден
дублировать свою онтологию метафизикой причин. Поскольку всякое сущее в состоянии
становления — на какой бы ступени последнего оно ни находилось — заслуживает
именоваться субстанциями, оно есть, и невозможно полностью объяснить его бытие, не
обращаясь к причине, в силу которой оно есть.
Так как эта проблема ставится здесь в философском плане, было бы недостаточно снова
прибегать для ее разрешения к мифологии. Поэтому аристотелевская наука о бытии как о
бытии включает, помимо онтологии субстанции, генетику субстанций. Отсюда ее название
— метафизика. После науки о физических вещах, то есть о природах, или о формах,
связанных с материей, следует наука о трансфизическом, или трансприродном сущем,
которое является причиной физического сущего, воспринимаемого органами чувств. Не
связанное с материей, это сущее есть чистые сущности, оно является, следовательно, чистым
и простым сущим. Каждое сущее есть «ousia», без всяких ограничений. Нематериальное, а
следовательно умопостигаемое, каждое такое сущее есть бог. Все они иерархически
расположены под умопостигаемым — абсолютно изначальным сущим, чистым актом
мысли, которая мыслит самое себя, совершенство которого, столь желанное другими, есть
конечная причина всех актов. В отличие от платонизма, аристотелизм представляет со-
Часть 26.
443
Итоги XIII столети
бой метафизическую космогонию, но вместо того, чтобы объяснить, подобно мифу в
«Тимее», каким образом все пришло к бытию, метафизика Аристотеля, полностью устраняя
проблему происхождения, объясняет причину и последовательность причин, вследствие
которых мир вечно таков, каков он есть. Так как причинность, о которой говорит
метафизика, является причинностью чистой Мысли, то вечно происходящее рождение мира
подчиняется законам умопостигаемой необходимости, и поскольку речь идет об объяснении
бытия как субстанции, то аристотелизм полагает, что он исчерпывающе объяснил причину
сущих вещей, когда определил причину субстанциальности. Скомбинировать и объединить
эти два решения проблемы бытия в
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|