|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 470
должна преодолеть уровень идей, или сущностей, который есть уровень бытия. Но нам уже
едва ли возможно его достичь, поскольку чувственные образы, из которых мы исходим, не в
состоянии стереться настолько, чтобы мы смогли увидеть идею в ее умопостигаемой чистоте;
но когда речь заходит о преодолении уровня идеи, которая есть сущность бытия, мы
одновременно выходим за пределы и умопостигае-мости, и бытия. Так как платоновская
диалектика ставит для умопостигаемости гораздо более жесткие условия, чем для бытия или
сущности, она и принцип всякой умопости-гаемости ставит выше самой умопостигае-мости.
Она заканчивается каким-то внезапным контактом с Благом, или с Единым, взгляда которого
наше мышление не может выдержать и которое оно не в состоянии облечь в языковую
форму. Доказательством чему служит то, что у нас есть дефиниции «жизни», «души»,
«животного», «человека» и сотни других сущностей, но нет ни одной дефиниции «Блага» или
«Единого». Понимаемая таким образом диалектика приводит к незримому и несказанному,
и именно благодаря этому платонизм предлагает себя умозрительным мистикам как
инструмент, хорошо приспособленный для их целей.
Такое решение проблемы, поставленной Гераклитом и Парменидом, имеет ценность для
определенной области онтологии — а именно, для науки о бытии как оно есть, давая сугубо
умозрительный ответ на вопрос: что должно быть бытием, чтобы полностью удовлетворить
притязания интеллекта? Оно никоим образом не решает другой, чисто метафизической
проблемы: что находится над природными вещами как причина этих вещей? По причинам,
относящимся исключительно к диалектике, Платон никогда не ставит каких-либо
экзистенциальных проблем. Он скорее обращается к мифу, как это можно увидеть в
«Тимее», где проблема бытия и ставится в совершенно другой форме: как произошло то, что
множественное было порождено Единым? Хотя для решения этой проблемы онтологии
недостаточно, притязания Платона остаются в пределах мифологического мышления,
которое повествует о том, как мир бытия мог произвести мир становления. В данном случае
речь идет об
Глава VIII. Философия в XIII веке
442
объяснении факта рождения — проблемы, возникающей не из онтологии начал, а из
метафизики причин. Ибо все, что рождается, имеет причину. Тогда Платон воображает
демиурга, который является строителем зарождающегося мира. На этого ремесленника
возложена задача не объяснить само существование сущих, но лишь построить порядок и
красоту космоса. Ни идеи, ни материя не рождены — следовательно, они не нуждаются в
причине, однако «все», что образует вещи, рождено, ибо оно чувственно и находится в
становлении. Следовательно, у него есть причина — демиург, который образовал мир,
сосредоточив взгляд на идеях, и, действуя в данном случае как провидение, сформировал его
как тело; в этом теле пребывает душа, а в ней — интеллект. Составленное таким образом
«все» содержит только бессмертные и божественные существа, в том числе души, которые
суть божественные живые существа. Что касается существ смертных — растений, животных и
людей, — то они являются произведениями божественных существ. Демиург не мог бы
создать их, не сделав бессмертными; следовательно, он обязал создать их божественные
существа. Принцип, которым здесь вдохновляется Платон и заключающийся в том, что
случайное может происходить от необходимого только через посредника, будет широко
развит в дальнейшем.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|