|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 468
философском умозрении на протяжении многих столетий. По существу проблема бытия
сводится к антиномии между данными опыта и законами мышления. То, что чувственное
познание позволяет нам воспринять как сущее, совершенно не согласуется с тем, что наше
мышление полагает бытием, и противоречит последнему во всех отношениях. Прибегая к
исторической абстракции, можно без преувеличения сказать, что этот конфликт между
чувственным восприятием и пониманием в человеческом познании является фокусом
философской жизни. По одну сторону мы остаемся в пределах науки, по другую — вступаем
в область религии. Сводя проблему к чувственным данным, Гераклит отождествил бытие с
изменчивым потоком становления; в самом деле, остается только то, что лишь казалось
бытием, и нельзя дважды войти в одну и ту же реку или, точнее, нет такой реки, которая бы
всегда оставалась той же самой, и поэтому в нее — ту же — нельзя окунуться дважды.
Парменид, напротив, сводил проблему к умопостигаемой данности: бытие есть, оно есть то,
что есть, и не перестает быть, становясь другим, нежели оно есть. Следовательно, мир
становления и изменения, о котором говорит Гераклит, — это иллюзия.
Перед лицом данной дилеммы Платон попытался отыскать в мире становления и изменения
признаки некоего умопостигаемого порядка, обладающего бытием в собственном значении
этого термина. Чтобы решить задачу, он начал с применения к миру чувственного порядка
вещей диалектического метода Сократа, но вместо того, чтобы воспользоваться им для
дефиниции простых понятий, он применил его для извлечения из
Глава VIII. Философия в XIII веке
440
мира становления интеллигибельных сущностей, которые назвал идеями. Сама по себе
каждая из этих сущностей тождественна тому, что она есть: например, человек, взятый сам
по себе, есть полная сущность человека и ничего другого. Извлеченная из потока
становления, умопостигаемая сущность, или идея, может рассматриваться как «истинное
бытие», то есть как сущее, действительно являющееся бытием. Так называемые «чувственно
воспринимаемые сущие», подверженные изменению, суть лишь мимолетные образы
подлинного бытия; реально в них только подобие бытию идеи, которой они причастны: как
временные, преходящие индивиды они лишены подлинного бытия.
В сущности такое решение дает преимущества Пармениду, но во многом, чтобы не
обнаружить весьма серьезные трудности, оно уступает и Гераклиту. Направленное на
удовлетворение требований умопостигаемого мышления, оно должно было свести бытие к
тому, что представляется основным условием умопостигаемости, то есть к тождеству,
идентичности. Но если перенести диалектический анализ меняющегося мира на сами идеи,
то тут же обнаружатся трудности, неотделимые от учения Гераклита, — правда, не в виде
изменения, но в виде разнообразия. Если бытие есть и если оно таково, каково есть, то как их
может быть несколько? Есть множество идей, и есть среди них такие — а это приводит к
наибольшим затруднениям, — которые сами в себе содержат несколько идей. Полагать
человека в себе — значит полагать «разумное животное» в себе. Скажем ли мы в этом случае,
что существует идея «животное» и идея «разумный»? Но тогда «человек» — в-себе станет
одновременно и тем, и другим. Более того, полагать «человека» тождественным самому себе
— значит считать его отличным от всего остального. Один раз, следовательно, его можно
полагать как одно и то же, а бесконечное число раз — как что-то иное. Очевидно, что
проблема не решена.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|