|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 465
Наконец, в сфере политической власти государи подчинены папам по всем этим трем
основаниям одновременно.
Итак, светская власть должна быть подчинена духовной, как метафизика и другие науки
должны быть подчинены теологии. Есть только один эффективный способ разбить этот
аргумент, и он высвобождает философию из послушания теологии. Он сводится к тому, что
латинские аверроисты недавно совершили в сфере чистого умозрения, вследствие чего их
сепаратизм в теории дал в конце концов практические результаты. Отказываясь
интегрировать философию в
437
7. Мудрость и общество
«священное учение» («doctrina sacra»), латинские ученики Аверроэса пришли к тому, чтобы
поставить теологию без философии рядом с философией без теологии. Но с того момента,
как сфера мирского смогла ссылаться на философию, независимую от теологии, она уже
могла требовать и главу, независимого от лона Церкви. Доктринальным господством
(dominium) теологии над философией папы были обязаны своему практическому dominium
(господству) над светским. Разрыв иерархического единства христианской мудрости означал
разрыв иерархического единства христианского мира.
Вполне правдоподобно, что первыми к таким выводам пришли сами аверроисты, но это не
вполне очевидно. Из свидетельства, приведенного Пьером Дюбуа в его сочинении «О
возвращении Святой земли» («De recuperatone Terrae Sanctae», ок. 1306), известно, что Сигер
Брабантский комментировал в Париже «Политику» Аристотеля и, возможно, создал свое
собственное учение на основе комментария. Однако последний комментарий не был
представлен в письменном виде, а если и был, то до сих пор не найден. Поэтому вероятно,
что противники папской теократии были первыми, кто, отталкиваясь от аверроистского
отделения теологии от философии, пришел к мысли об отделении Церкви от государства.
Как представляется, Данте не изучал ни одного собственно философского положения
аверроизме. Однако, согласно современным данным, он первый использовал для своих целей
дуализм. Его замечательный трактат «О монархии» («De monarchia»)*, с которым могут
сравниться немногие средневековые труды по политической философии — как с точки
зрения четкости формулировки тезисов, так и с точки зрения строгости доказательств, —
является столь смелым мыслительным экспериментом, какого только можно было ожидать в
Данной области. Полностью соглашаясь с Бартоломео из Лунки относительно единого главы,
чья власть должна исходить от Бога, Данте в конце концов приходит к совершенно
противоположному выводу, так как он различает две противоположные цели человека,
каждая из которых является последней в пределах своего собственного порядка. Эта
двойственность целей объясняется двойственностью, внутренне присущей человеческой
природе: «Как из всех существ один только человек причастен неиспорченности и
испорченности, так и он один из всех существ преследует две конечные цели, одна из
которых есть его цель как существа испорченного, а другая, напротив, как существа
неиспорченного». Будучи существом испорченным, человек стремится, как к своей конечной
цели, к счастью, достижимому благодаря активности в политической сфере государства;
будучи неиспорченным, то есть бессмертным, он стремится, как к своей конечной цели, к
созерцательному блаженству вечной жизни. Для того чтобы достигнуть обеих сущностно
различных целей, человек располагает двумя средствами, также сущностно различными: «К
этим двум блаженствам, как к двум разным результатам,
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|