|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 463
7. Мудрость и общество
ми: он царствует только в силу полученного им священнического помазания. Кстати, это
подтверждает Ветхий Завет: «История повествует, что от начала мира три вещи
сопровождали друг друга в установленном порядке: божественный культ, схоластическая
мудрость (sapientia scholastica) и светская власть. И действительно, мы видим, что царь
Соломон получил все эти вещи — и именно в таком порядке — и сохранял их своими
заслугами. Так как он спустился с Хеврона, места молитвы, где поклонялся Богу, он был
возвышен до царства и приобрел мудрость. Царская мудрость пришла к нему только
вследствие помазания на царство. История империй свидетельствует, что пример Соломона
впоследствии постоянно подтверждался: хорошие цари правили согласно предписаниям
Второзакония и получали за это награды, тогда как дурные цари были наказаны. Итак, Царь
Христос правит всеми государями ради своих собственных целей, когда подчиняет их
Верховному Понтифику, который обладает высшей властью, ибо на него возложена забота о
bonum totius Christianitatis*». Категоричность Роджера Бэкона и высказанные гораздо раньше
дионисиевские идеи об озарении не означают, что св. Фома меньше заботился о нашем
воспитании. По-прежнему передача божественной мудрости князю через священника
обосновывает авторитет священства по отношению к империи. В конце концов, само
Писание внушает эту формулу: «Per me reges regunt....»** Кто это говорит, как не сама
Мудрость? И кто хранит здесь, на земле, сокровище этой Мудрости, как не Верховный
Понтифик? Поскольку было признано единство христианской мудрости, то папская
теократия смогла выдвинуть неотразимые доводы в свою пользу: светская власть покоряется
духовной в той же степени и в том же смысле, в каких человеческая мудрость покоряется
Мудрости Божьей.
В последние годы XIII и в начале XIV века появилось большое число произведений,
посвященных проблеме отношений между
церковной властью и государством. Эти произведения очень трудно классифицировать по
определенным группам, так как на них часто отражалась политическая ситуация, в
результате чего мысль автора порой приобретала совершенно неожиданный смысл.
Например, Иоанн Парижский (Jean Quidort, Жан Кидер, ум. в 1306), автор трактата «О
королевской и папской власти» («De potestate regia etpapali»), который, как считается,
вдохновлялся томистскими принципами, в конце концов пришел к заключению, что Собор
имеет право низложить папу по причине ереси или компрометирующей ситуации
(scandale), ибо «воля народа», которая в те времена выражалась собором или кардиналами,
сильнее воли папы. Иоанн Парижский должен был весьма своеобразно понимать принципы
св. Фомы, чтобы в угоду своему политическому галликанизму вывести из его сочинений
такие следствия. На самом деле отношения Церкви и государства нельзя сформулировать с
помощью чистого умозрения. Разгоревшийся во Франции конфликт между королем
Филиппом Красивым и папой Бонифацием VIII придал этой проблеме особую
актуальность. В большинстве сочинений Кидора используются самые разнообразные
ресурсы — из Писания, теологии, канонического права, философии, истории; некоторые
тексты и даже аргументы повторяются в его сочинениях порой с утомительной
монотонностью, тем более что каждый из них интерпретируется здесь же в диаметрально
противоположных смыслах выведенными на сцену противниками. Тем не менее отдельные
сочинения Кидора заслуживают внимания философа, в частности потому, что
вероучительный примат папы показан в них как основа его примата в сфере светской власти.
Это не главная тема, каковой она была в произведениях Роджера Бэкона или даже
Бартоломео из Лунки; однако в то время было немного произведений, причем не
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|