|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 462
меняется в зависимости от того, ограничивается ли единство двух властей папы территорией
Папского государства или же распространяется на весь мир. Представляется
затруднительным согласовать первую, узкую интерпретацию с утверждением, что папа
находится на вершине как светской, так и духовной власти. Если же его положение в обоих
случаях одинаково, то в каждом из них речь может идти только об одном — общем
верховенстве. Напротив, более широкая интерпретация — единственная, которая совпадает с
другим тезисом, поддержанным св. Фомой в «De regimine principum» (I, 14), — следующая:
все христианские государи должны быть покорны Верховному Понтифику, «как самому
Господу нашему Иисусу Христу». Таким образом, мы оказываемся в сфере папской
теократии, которая, впрочем, предполагает не подавление светской власти государей, а ее
подчинение царству земного наместника Христа-Царя.
Этот тезис поддерживал и человек, завершивший книгу «De regimine principum», —
Бартоломео из Лунки. Работая над незаконченным произведением св. Фомы, Бартоломео
фактически написал собственное сочинение, за которое ему воздается честь и налагается
ответственность. Если в средние века и существовала какая-то «метафизика государства», то
найти ее можно прежде всего там. Всякая политическая власть (dominium) исходит от Бога
«sicut a primo dominante»*. Бартоломео доказывает это с помощью понятия сущего, ибо
всякое сущее восходит к Первосущему как к своему началу. Но власть покоится на бытии
сущих; следовательно, всякая власть зависит от Высшей Власти: «Sicut ergo omne ens ab ente
primo dependet, quod est prima causa, ita et omne dominium creaturae a Deo sicut a primo
dominante et primo ente»**. Такое же заключение выводится из «Liber de causis». Согласно
этому сочинению, первая причина более, чем любая другая из причин, влияет на свое
следствие. Этот принцип подтверждается движениями тел, а еще больше — духовными
движениями, то есть божественными озарениями. Применяя к этой проблеме принципы
Дионисия, Бартоломео заключает, что, нисходя в иерархическом порядке, божественные
озарения сначала достигают мышления государей, по крайней мере если последние правят
должным образом. Это доказывает пример Давида, а примеры нечестивых царей, таких, как
Навуходоносор и Валтасар, подтверждают это «a contrario»***. Этот же тезис можно
обосновать исходя из понятия цели. Цель побуждает к движению тем сильнее, чем она выше.
Цель государя и его подданных — вечное блаженство, которое заключается в лицезрении
Бога. Следовательно, Бог есть конечная причина власти государя над подданными. По
существу доктрина Бартоломео представляет собой приложение к проблеме политической
власти дионисиевской теологии просветления. Государь добр, когда он надзирает над своим
народом, как добрый пастырь над своим стадом, но делает он это только потому, что в этом
случае «eum divina lux irradiat ad bene agendum»****.
Чтобы расположить различные виды власти в иерархическом порядке, их следует различать.
Первая и высшая власть является одновременно и священнической, и царской. Это — власть
папы, которую он в лице св. Петра получил от Христа, и поэтому папа стал выше всех
верующих: «Merito summus Pontifex, Romanus episcopus, dici potest rex et sacerdos»*****.
Власть папы распространяется на всю Церковь, торжествующую, но все еще воинствующую,
ибо в руках папы — ключи Царства Небесного. Природа этой власти по своей сущности
духовна, но через духовное папа достигает и мирского. Это проявилось, например, когда
Иннокентий III пытался низложить Отгона IV или когда Го-норий отлучил от Церкви
Фридриха II по причине грехов, совершенных этими императорами, ratione peccati. Князья и
короли, осуществляющие только светскую власть, стоят ниже пап. В этот порядок включен и
сам император наряду с прочими государя
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|