|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 461
рассмотреть социальную функцию знания! Он никогда не сомневался: чем больше в
обществе профессоров, тем в лучшем положении оно находится — и если из этого он вслед
за Платоном не сделал вывод, что градом должны управлять философы, то он явным
образом учил, что авторитет по праву принадлежит разуму: «Nam illi qui intellectu
praeeminent, naturaliter dominantur; illi vero qui sunt intellectu deficientes, corpore vero robusti, a
natura videntur instituti ad serviendum»*.
Беспорядок в социальном теле возникает в том случае, когда вместо того, чтобы привлекать к
управлению людей с высоким интеллектом, оно повинуется грубой силе или алчности.
Поэтому неудивительно, что в своем «О правлении государей» («De regimine principum»**)
Фома Аквинский советниками государя делает теологов, но сказанное в этой книге недалеко
ушло от того, что уже сказал Иоанн Солсберийский. Правда, эта работа не закончена. Но та
часть, где было бы уместно обсудить проблему христианского общества, завершена
полностью. В ней св. Фома просто воспроизводит основополагающие темы библейской
теократии XII века, поясняя их тезисами, заимствованными у Аристотеля. Главой общества
является тот, задача которого — вести это общество к его цели; следовательно, верховный
глава— тот, кто должен вести общество к высшей цели. Поскольку временное, материальное
рассматривается с точки зрения духовного, мы имеем два социальных порядка, один из
которых включен в другой и подчинен ему — почти как философия включена в
христианскую мудрость и ей подчинена. Поэтому и государь, обладающий властью над
мирскими делами и ведущий их к мирским Целям, подчинен папе, который как бы за
спиной государя и его народа направляет Мирское к духовной цели. «Итак, если, как
было сказано, тот, чья задача — достижение конечной цели, должен начальствовать
(praeesse) над теми, на кого возложена добыча средств, предназначенных для этой цели, и
направлять их своей властью (et eos dirigere suo imperio), то отсюда явно следует, что государь
обязан, с одной стороны, подчиняться господству и руководству (dommio et regimini),
которые осуществляет священноначалие; а с другой стороны, он обязан начальствовать над
всеми человеческими службами и организовывать их, распоряжаясь и управляя» (De
regimine principum, I, 15). Как осуществляется религиозная власть? Государи будут
советоваться со священниками, научаясь от них божественному закону (Мал. 2:7); они будут
читать Второзаконие, непрестанно размышляя над ним (Втор. 17:18). Хотелось бы знать, как
св. Фома конкретно представлял себе отношения этих двух властей; но мы располагаем
только одним текстом на эту тему, написанным в начале его карьеры («In II Sententiam», 44;
от начала до 4т), значение которого трудно оценить точно и объективно: «И духовная, и
светская власть — обе происходят от Божественной власти. Посему светская власть
покоряется духовной в той мере, в которой ее покорил этой власти Бог, то есть в том, что
касается спасения души. И посему в этих материях следует более повиноваться духовной
власти, нежели светской. Однако в материях, которые относятся к гражданскому благу града,
нужно более подчиняться светской власти, нежели духовной, по слову из св. Матфея:
«Отдавайте кесарево кесарю» (Мф. 22:21). Духовная власть соединена со светской лишь в лице
папы, находящегося на вершине обеих властей (sicut in papa, qui utriusque potestatis apicem
tenet), то есть мирского и духовного, подобно Тому, кто был Священником и Царем:
Священником для вечности по чину Мелхиседека, Царем царей, Господом господ, у
которого власть никогда не будет отнята и Царство которого не разрушится во веки веков.
Аминь». Смысл этого текста существенно
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|