|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 457
ее правах говорит буквально в одной фразе: «Самое совершенное в том блаженстве, которое
благодаря разуму мы считаем возможным в этой жизни, близко к блаженству, которого мы
ожидаем верою в будущей жизни». Заметим, что далее он уточняет этот принцип: «est ens
primum secundum philosophos, et secundum sanctos Deus benedictus»**. В этой работе все же
говорится о возможности будущей жизни: ее автор не отрицает бессмертия души, и что бы,
возможно, ни говорил Боэций в других, неизвестных нам сочинениях, здесь он ни словом не
обмолвился о единстве действующего интеллекта. Конечно, писать об этом в «De summo
bono» было неуместно. Но возникает вопрос: мог ли христианин, рассуждая как философ и
от имени одного только разума (per rationem), утверждать, что высшее блого, достижимое
человеком (summum sibi), к тому же в этой жизни, состоит в том, чтобы делать добро и
познавать истину: «quod cognitio veri et operatio boni et delectatio in utroque sit beatitudo
humana»***. Если абстрагироваться от всякой религиозной веры — а это как раз тот самый
случай, — то нельзя не увидеть, каков будет лучший ответ философа на этот вопрос. Но
подлинная трудность не в этом. Она, скорее, связана с самой тональностью, в которой
рассматривается указанная тема в данном трактате. Восхваляемое в нем страстное желание
разума направлено исключительно на идеи, оно чувствуется в самом стиле трактата, где
угадывается та тихая радость, которую Спиноза, по-видимому, перенял от Аверроэса и
которая, быть может, есть лишь мерцание интеллекта в своем собственном свете. Боэций
Дакийский не просто абстрагируется от хри-
Глава VIII. Философия в XIII веке
430
стианской веры — он не чувствует себя несчастным вдали от нее. Но кто мы такие, чтобы
проникать в тайники души? Возможно, трактат «De summo bono» был лишь чем-то вроде
«Сада на Оранте»*, куда, как и многие другие христиане XIII века, Боэций по
неосмотрительности опоздал.
ЛИТЕРАТУРА
Даниэл из Мерли: Sudhoff К. Daniels von Morley Liber de naturis inferiorum et superioram //
Archiv fur Geschichte der Naturwissenschafiten und der Technik, 1917, Bd. 8, S. 1-40; Hastens Ch.
H. Studies in the History of Mediaeval Science. Cambridge (USA), 1924; MullerM. Die Stellung des
David von Morley in der Wissenschaft des Mittelalters // Philosophisches Jahrbuch. 1928, Bd. 41, S.
301-337; HolmyardE. J., Mandeville D. G. Avicennae de congelatione et conglutinatione lapidum
being a Section of the Kitab-al-Schifa. The Latin and Arabic texts edited with an English Translation
of the latter and with Critical Notes. P., 1927.
Альфред из Сарешела: Baeumker Cl. Die Stellung des Alfred von Sareshel (Alfredus Anglicus)
und seiner Schrift De motu cordis in der Wissenschaft des beginnenden XIII. Jahrhunderts //
Sitzungsberichte der Bayerischen Akademie der Wissenschaften. Munchen, 1913; idem. Des Alfred
von Sareshel (Alfredus Anglicus) Schrift De motu cordis, zum ersten Male vollstandig
herausgegeben und mit kritischen und erklarenden Anmerkungen versehen. Mtinster, 1923; Pelzer
A. Une source inconnue de Roger Bacon. Alfred de Sareshel commentateur des Meteorologiques
d'Aristote // Archivum Fran-ciscanum Historicum, 1919, v. 12, p. 44-67; Lacombe G. Alfredus
Anglicus in Metheora // Aus der Geisteswelt des Mittelalters. Munster, 1935, S. 463-471.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|