|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 456
человеческие поступки, не направленные к высшему благу человека или даже безразличные
по отношению к нему, суть грех; если же они противостоят высшему благу, то они суть более
тяжкий грех. Станем же оплакивать толпу презренных людей, которые гоняются за
чувственными наслаждениями и материальными благами, и почтим тех, кто предается
исследованию мудрости. Почтим их еще и за то, что они живут согласно естественному
порядку: «quos etiam voco honorandos, quia vivunt secundum ordinem naturalem». Таковы
философы («et isti sunt philosophi, qui ponunt vitam suam in studio sapientiae»*****), всякое
деяние которых есть созерцание истины.
Поднимаясь посредством интеллекта от одной причины к другой, философ постепенно
подходит к первой из всех причин; она не имеет других причин, кроме себя самой, но зато
она вечна, неизменна, совершенна, и от нее зависит все остальное. «Это Первоначало в нашем
мире подобно отцу семейства в доме, или командующему армией, или общему благу в
Граде. Как армия едина благодаря одному главе и ее блого заключается в достоинствах ее
командующего и других командиров соответственно их рангу, так и единство мира связано с
единством Первоначала, и блого этого мира находится по сути в этом Первоначале, но по
степени причастности к Первоначалу и рангу по этно-
429
6. От перипатетизма к аверроизму
шению к нему находится только в других сущих этого мира, так что ни в одном сущем этого
мира нет блага, которое не было бы причастно Первоначалу. Имеется в виду вот что:
философ приходит в восхищение от Первоначала, он проникается любовью к Нему, ибо мы
любим источник нашего блага, а в высшей степени это тот источник, откуда проистекает
высшее блого. Поэтому, познав, что все блага приходят к нему от Первоначала и что они
сохраняются у него лишь постольку, поскольку их сохраняет ему Первоначало, философ
испытывает к Нему великую любовь — на законном основании природы и на законном
основании разума. Но ведь каждый находит радость в том, что он любит, и самая большая
его радость заключается в том, что он любит сильнее всего. А так как философ сильнее всего
любит Первоначало, то, как только что было сказано, он находит высшее наслаждение в
Первоначале и в созерцании его благости. Это наслаждение — единственное, которое
поистине праведно. Вот какова жизнь философа, и тот, кто не ведет ее, не ведет праведную
жизнь. Итак, я называю философом всякого человека, который живет согласно верному
распорядку природы и который достиг последней и наилучшей цели человеческой жизни.
Что же касается Первоначала, о котором шла речь, то это Бог — преславный, всевышний,
благословенный во веки веков. Аминь». Связь идей этого маленького шедевра проста.
Возникает задача найти в философии высшее блого, достижимое для человека, — и оно
обнаруживается в философском созерцании истины разумом. В этом едины все
интерпретаторы Боэция Дакийского, и все считают положение дел совершенно ясным, но в
диаметрально противоположных смыслах. Иные удивляются, если кто-то здесь находит
трудность — ведь настолько очевидно, что автор трактата мыслит как язычник: «Это самый
чистый, самый ясный, самый решительный рационализм, который только можно где-нибудь
обнаружить.... Рационализм Ренессанса с его размягченными мыслью и языком не породил,
насколько я могу судить, ничего подобного» (П. Мандонне). Другие, напротив, не находят в
этом трактате ничего противоречащего вере (Д. Салман)*.
Оба утверждения согласуются друг с другом, ибо тесно связаны с проблемой аверроизме.
Боэций Дакийский не противоречит вере — скорее, он, можно сказать, не знает ее, если о
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|