|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 455
«О сновидениях» («De somniis»); его аверроизм
проявляется главным образом в пер вом***. В этом
произведении Боэций Дакийский описывает
высшее блого, которое, с его
точки зрения, составляет единое целое с
жизнью философа; отсюда его полное заглавие:
«De summo bono sive de vita philosophi». В
первых же фразах этого трактата нас сразу
предупреждают, что речь идет не о Высшем-
Благе-в-себе, которое есть Бог, но о благе, до
ступном человеку, о таком, которое может быть
обнаружено разумом: «Quid autem sit hoc summum
bonum, quod est homini possibile, per rationem
investigamus»* * * *. Такого высшего блага можно
достичь только в процессе ре ализации лучшей из
способностей человека интеллекта. Это поистине
божественна способность, если только есть в
человеке не что божественное. «Как во всей
совокупно сти существ в мире все самое лучшее
боже ственно, так самое лучшее в человеке мы
называем божественным». Под интеллектом
здесь следует понимать главным образом умозрительный интеллект, посредством которого
мы познаём истинное, ибо познание истинного есть источник наслаждения. Именно потому,
что объектом Первого Интеллекта (чистой Мысли) является его собственная божественная
сущность, его жизнь есть жизнь высшего наслаждения. Что касается человека, то он находит
свое счастье одновременно в достижении блага согласно требованиям своего практического
разума и в познании истинного разумом умозрительным. Поэтому истинно мудрый человек
не совершает никакого действия, которое не делает его счастливым, и в силу этого более
способен обрести счастье. Все
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|